За пандемийный год в РФ прекратили свою деятельность 515,5 тыс. коммерческих организаций — каждая шестая в стране. Количество закрытых бизнесов в 2,4 раза превысило число вновь созданных.
Как уверены в аналитической службе международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, такое соотношение оказалось худшим за последние 18 лет. Убыль бизнеса произошла почти во всех российских регионах.
Согласно налоговой статистике, в 2020 г., по сравнению с 2019 г., закрылось на 18% меньше компаний. Эксперты считают, что здесь сказались объективные карантинные ограничения на учетно-регистрационные действия [например, запрет на банкротства с апреля 2020 г. по 17 января 2021 г. — прим. ДК]. Но есть нюанс: еще сильнее замедлилась и регистрация новых бизнесов (на 24%).
Всего за пандемийный год было открыто 214,6 тыс. новых компаний — люди «притормозили» в ожидании «лучших времен». В результате ликвидированных бизнесов оказалось в 2,4 раза больше, чем зарегистрированных. Такого негативного соотношения не было с 2003 года, то есть как минимум за последние 18 лет.
За 2020 г. число действующих предприятий сократилось на 300 тыс., или на 9,6% (речь идет о чистом сокращении с учетом вновь открывшихся бизнесов), до 2,82 млн. А за пять лет в России стало на 1,3 млн компаний меньше.
Основная часть закрытых предприятий была исключена из реестра юрлиц по решению регистрирующего органа — такие компании в течение двенадцати месяцев фактически не вели хозяйственную деятельность.
Если в целом по стране количество компаний по итогам 2020 года сократилось на десятую часть, то в отдельных регионах убыль бизнеса оказалась более существенной. Двумя регионами, где обнаружился прирост коммерческих компаний, стали Бурятия и Чукотский автономный округ.
Последние пять лет бизнес в России чаще закрывается, чем открывается. Большая часть вычеркнутых из реестра предприятий не вела хозяйственную деятельность в течение 12 месяцев, то есть фактически речь идет о брошенном бизнесе. Обычно исключение таких компаний связывают с чисткой реестра и избавлением от фирм-однодневок. Однако огромное количество формально существующего, но реально прекратившего работу бизнеса также может свидетельствовать о снижении деловой активности в стране. Часто предприниматели сворачивают свой бизнес, но не всегда формально закрывают его, тем более что ликвидация предприятия представляет собой достаточно обременительную процедуру, — комментирует президент FinExpertiza Елена Трубникова.
По ее словам, общее замедление как открытий, так и закрытий предприятий в прошлом году во многом связано с усложнением регистрационных действий в период пандемии. При этом более резкое сокращение новых бизнесов эксперт считает следствием коронавирусного кризиса. Многие сейчас еще формально действующие компании (пострадавшие, но удержавшиеся на плаву в пандемию) закроются уже в этом году, уверена Трубникова. Это начнет происходить уже в ближайшее время — после отмены моратория на банкротство (17 января 2021 г.) и сворачивания господдержки.
В сложные периоды, когда происходит массовое закрытие бизнесов, часто можно слышать слова об очищающем эффекте кризиса благодаря ликвидации неэффективных предприятий. Однако в России с ее низкой долей частного предпринимательского сектора уход с рынка еще не устоявшегося бизнеса редко компенсируется зарождением новых более эффективных предприятий. Для экономики в целом сокращение бизнеса оборачивается снижением потенциала развития и дополнительным ростом госсектора, — подытожила эксперт.
Как прокомментировала ДК ведущий юрист ООО «Юсконсалт» Олеся Воложанина, в Новосибирской области общей тенденцией января-февраля действительно стал рост количества дел о банкротстве, но не из-за юрлиц, а главным образом за счет физлиц. Из-за введенного моратория на банкротства Арбитражный суд Новосибирской области в прошлом году принял к производству почти на 200 заявлений о несостоятельности юрлиц меньше, чем в 2019 г. А общие показатели по делам из экономических споров остались либо на уровне 2019 г., либо ниже.
Полагаю, что если бы у кредиторов был настрой на банкротство своих контрагентов, то мы бы уже сейчас наблюдали вал таких заявлений. Но возможно кредиторы дали время своим должникам, чтобы те смогли восстановить свой бизнес. В этом случае через несколько месяцев стоит жидать увеличение количества дел о банкротстве. Сейчас ответить на этот вопрос довольно сложно. В любом случае, если должник не сможет рассчитаться по долгам, то рано или поздно либо он сам, либо кредиторы подадут заявление на его банкротство, — рассказала Олеся Воложанина.
Читайте также: Ужесточат проверки в новосибирских маршрутках