«Положительное влияние на динамику спроса окажет увеличение объема программ господдержки. Активное развитие получат цифровые каналы обслуживания клиентов». Итоги-2020 и новые тренды автокредитования.
События весны 2020-го нанесли серьезный удар по автомобильной отрасли. Из-за пандемии автомобильные заводы остановились, логистические цепочки были разорваны, рынок практически замер. Даже отложенный спрос после снятия карантинных ограничений не смог привести к полному восстановлению отрасли на фоне масштабного мирового кризиса.
Заместитель управляющего по бизнесу Новосибирским филиалом РГС Банка Сергей Хлебников — об итогах 2020 г. и перспективах рынка в 2021 г.
В 2020 г. продажи автомобилей в России упали на 1% по сравнению с предыдущим годом. При этом на фоне сокращения продаж новых авто (было реализовано 1,49 млн машин, на 9% меньше, чем в 2019 г.) увеличились продажи авто с пробегом (+2%). Тренд растущего спроса на авто с пробегом подтверждает и соотношение реализованных автомобилей: из 7 млн проданных в 2020 г. транспортных средств 5,5 млн пришлось на подержанные авто. На фоне падения реальных доходов населения и роста цен потребители предпочитали машины с пробегом в поиске баланса цены и качества. Традиционно большим спросом в сегменте подержанных авто пользовались бюджетные модели Lada, Toyota, Nissan, а среди новых автомобилей по продажам лидировали Lada, Kia, Hyundai.
Основные драйверы роста рынка в 2020-м
Благодаря отложенному спросу, который привел к пиковым продажам летом и осенью, а также льготной программе автокредитования авторынок был реанимирован. По данным Минпромторга, в 2020 г. по программе льготного кредитования было продано 200 тыс. автомобилей. Спрос также поддержало повышение доступности автокредитов на фоне смягчения денежно-кредитной политики Банка России.
Сегодня при покупке нового автомобиля по программе льготного автокредитования можно получить субсидию в 10% от стоимости машины, а в Дальневосточном округе — до 25%. Вплоть до конца 2023 г. льгота доступна для медработников, родителей одного и более несовершеннолетних детей, для тех, кто сдает машину trade-in, а также тех, кто покупает авто впервые.
Год оказался для автокредитования хорошим. Портфель автокредитов превысил 1 трлн руб., это самый высокий показатель за историю автокредитования. По динамике продаж новых авто российский рынок оказался в ТОП-3 среди прочих стран.
В 2020 г. в кредит было куплено почти 900 тыс. автомобилей. В сравнении с 2019 г. выдачи кредитов, по оценке РГС Банка, упали на 6% в количестве, но выросли в объеме выданных средств — прежде всего за счет роста цен на авто. Средняя сумма автокредита за 2020 г. увеличилась до 905 тыс. руб. (+7% за год) на новые авто и 620 тыс. руб. — на авто с пробегом (+9%).
Из основных трендов можно отметить рост доли кредитов на подержанные автомобили. Несмотря на то, что 2/3 выданных автокредитов приходится на новые автомобили, доля автокредитов, выдаваемых на авто с пробегом, планомерно растет. Если в 2019 г. она составляла 26%, то по итогам 2020 г. — уже 29%.
В 20201 г. на цены будут влиять те же факторы, что и в прошлом году: пандемия, дефицит, рост цен на комплектующие, курс рубля и объемы господдержки. В 2020 г. средняя цена нового легкового автомобиля поднялась на 7% и составила 1,69 млн руб., а авто с пробегом — на 10% (550 тыс. руб.).
На фоне продолжающегося дефицита машин и комплектующих массовое подорожание к концу первого квартала 2021 г. не обошло стороной практически ни один из брендов. Производители, конечно, будут стараться сдерживать рост цен, чтобы избежать падения продаж, но даже это сделает изменение цен лишь более плавным.
Также ожидаемое повышение утилизационного сбора окажет влияние на стоимость импортных авто. С ростом цены на иномарки потребитель будет рассматривать более доступные авто отечественных производителей и ТС с пробегом.
Вторичный авторынок в принципе с некоторым опозданием также отразит ценовую политику на рынке новых авто. Если цена на новую машину у производителя растет — та же модель дорожает и в поддержанном сегменте. У потребителя остается примерно месяц после подорожания, чтобы купить б/у авто по старой стоимости.
По нашим прогнозам, рост цен составит в 2021 г. до 10% в среднем по рынку.
Тренды
Тренд на более экологичные материалы и безопасные технологии набирает обороты. В сравнении с 2019 г. российский электропарк вырос на 71%, всего же к началу 2021 г. в России было зарегистрировано 10 863 электромобилей. Электродвигателями уже оснащены не только известная Tesla, но и некоторые модели BMW, Toyota, Ford, Chevrolet и даже российский Автоваз.
Из плюсов электрокаров можно отметить более экономное обслуживание, предполагаемое снижение вреда экологии, плавный ход и безопасность. Главный же недостаток заключается пока в высокой цене большинства электромобилей и в слабой износостойкости аккумулятора. Автомобиль нельзя назвать подходящим для долгих поездок, в том числе из-за отсутствия нужного количества зарядных станций на российских трассах. Препятствием может стать и время зарядки аккумулятора: в среднем электромобилю требуется 8-10 часов.
Но прогресс не стоит на месте. А пока можно обратить внимание на гибриды, которые позволяют минимизировать недостатки чисто электрических моделей.
Как будет развиваться рынок автокредитования в 2021 г.?
Мы рассчитываем, что рынок автокредитов вырастет порядка 8% на фоне восстановления продаж новых автомобилей и продолжения роста кредитных сделок в сегменте подержанных авто. Рост цен при этом может затормозиться, если укрепится национальная валюта, а склады заполнят новоприбывшие автомобили.
Положительное влияние на динамику спроса окажет увеличение объема государственных программ поддержки — без них рынку вряд ли удастся показать положительную динамику. С учетом того, что госпрограмма продолжает оставаться очевидным драйвером роста рынка, то от объема поддержки фактически зависит динамика рынка. Для доступности программы надо расширять список банков-участников.
Кроме этого, дальнейшее активное развитие получат цифровые каналы обслуживания клиентов. Стоит отметить, что конкуренция на рынке в принципе перемещается из традиционных в цифровые каналы. И если последние стали уже привычными среди банковских клиентов, то в сфере обслуживания автолюбителей они переживают сегодня период роста и активной трансформации.