Меню

«Кондитерское искусство — один из главных успехов в моей жизни»

Иллюстрация: «ЭльКремо»

Наталья Бутарева — владелица и главный идейный вдохновитель новосибирской кондитерской «ЭльКремо».

«Я каждый день смотрю на красоту, которую мы делаем, и получаю удовольствие. Хотя наша продукция не только красивая, но и очень вкусная! Порой я ем что-то наше и думаю: «Неужели это мы такое сделали?»

На ее энтузиазме и энергии держится все ее уникальное производство. Наталья рассказала о принципах успеха своего бизнеса, творческом подходе в кондитерском искусстве, любви команды к своему делу, везении и моментах, когда Вселенная помогает.

Как вы пришли к пониманию, что кондитерская сфера — это ваше?

- Я долго искала свою идею, пробовала разные варианты. И вот как-то на одном из занятий по блоггингу нужно было рассказать, что я больше всего любила делать в детстве. И я вдруг вспомнила, что всегда любила готовить и украшать еду. А у меня действительно есть такая привычка: если поданное блюдо недостаточно красиво, то я начинаю его украшать сама. Какое-то время думала, что я — кондитер, пока сама делала торты.

Сейчас вы бизнес-леди и торты сами не печете — не скучаете по прежней работе?

- Для меня вопрос творчества очень важен, поэтому, когда перестала печь, то по этому занятию скучала. Но тот факт, что в случае необходимости я могу сама делать торты, давал мне дополнительную опору и уверенность в себе и бизнесе.

А бизнес оставляет место для творчества?

- Помимо того, что я кондитер, я еще и предприниматель. С бизнесом все получается хорошо, потому что здесь мои потребности полностью закрываются. Прежде всего, это потребность в красоте и эстетике: я каждый день смотрю на красоту, которую мы делаем, и получаю эстетическое удовольствие. Хотя наша продукция не только красивая, но и очень вкусная! Иногда я ем что-то наше и думаю: «Как вкусно! Неужели это мы такое сделали?» Это вообще такое счастливое стечение обстоятельств, что и тема нашлась, и у меня получилось в силу характера преодолевать трудности и идти вперед.

То есть ваш бизнес — это чистой воды везение или все же — результат тяжелого труда?

- Я очень везучий человек: мне повезло с бизнесом, везет с людьми — сотрудниками и клиентами, везет с моей Вселенной. Как только у меня портится настроение, я у нее спрашиваю: «Ну, как же так, что опять случилось?», и мне сразу же начинают падать заказы (смеется). Когда мы только начинали с кондитерской и в какой-то момент подходило время выплаты зарплат и аренды, тут же появлялись какие-то клиенты с заказами, приходили постоянные покупатели. Мое мнение — если вы начинаете какое-то дело, и вам везет и очень легко, значит, это точно ваше и Вселенная вас поддерживает.

Но одновременно с этим, в нашем деле есть свои сложности и тонкости. Кондитерское дело в плане производства — это совсем не просто. Поэтому нельзя назвать наше дело легким бизнесом.

Что нужно, чтобы поддерживать бизнес в движении, не дать ему угаснуть? И как самому при этом не «выгореть»?

- Во-первых, это умение доверять себе. А во-вторых, это интуитивный подход и гибкость. Я всегда пытаюсь договориться с сотрудниками, клиентами, поставщиками. Это умение договариваться и где-то, может быть, немного уступать. Потому что, когда гордыня выступает на первый план, то ничего хорошего из этого не выходит.

Чтобы начать, раскрутить и вести бизнес, нужно освоить несколько приемов. Во-первых, это навык делегирования. Настоящий руководитель должен быть очень ленивым и всю работу сам не делать, потому что если он делает все сам, то это уже не бизнес. Основная задача — организовать людей так, чтобы они выполняли каждый свою функцию. При этом нужно доверять.

А чтобы не «сгореть» на работе, нужно себя беречь и давать передышку. Лично мне очень помогают занятия по личностному росту. Кстати, в результате работы над собой повысились обороты, прибыль и появилась стабильность в бизнесе. А это, в свою очередь, дает мне энергию и устойчивость. Я — энергетическая опора для своего предприятия, здесь все движется и работает на основе моего ресурса — того, что я создаю в работе над собой.

Бизнес-среда построена на конкуренции. Чем побеждаете противников?

- Я считаю, что вселенная изобильна — работы хватит всем, и на каждый вкус найдется свой клиент. Почему я не боюсь делиться рецептами? И нарушения авторских прав меня не волнует? Ну, вот будем мы с вами готовить, например, борщ. У нас будут одинаковые ингредиенты, мы будем рядом стоять, но борщ у обеих получится совершенно разный. То есть при равных исходных данных у нас все равно получится разный результат. Поэтому я никогда не смотрю на конкурентов, что и как они делают, никак их не стремлюсь победить. Позиция такая: конкурентов я люблю, пусть у всех все будет хорошо.

И все же в чем изюминка «Эль Кремо», ее индивидуальная особенность?

- У нас вся продукция натуральная — не добавляем никаких консервантов, не используем порошков или смесей. У всех сотрудников производства очень высокий профессиональный уровень, они умеют соблюдать технологию: знают, как бисквиты правильно взбить, как на плите приготовить настоящий заварной крем и др. Этого уже давно никто не делает.

У больших кондитерских отлаженный производственный процесс, все формализировано. Поэтому сделать что-то вне рамок им достаточно сложно. А мы за счет своей небольшой величины можем выполнить практически любой заказ: как с точки зрения начинки, так и со стороны внешнего вида. Плюс, у нас просто огромный ассортимент. Мы можем предложить практически все, что угодно клиенту. И клиент у нас всегда стоит на первом месте: ему достаточно только озвучить свои пожелания, а уж мы выполним любой его самый необычный заказ. И подойдем к его воплощению максимально творчески.

А какой самый необычный заказ вы выполняли?

- Был у нас однажды заказ на огромный торт — в 60 килограмм на 300 человек гостей. Это торт был на армянскую свадьбу — в виде замка. Мы пекли его частями и собирали уже на месте. Это было довольно интересно.

Как вы считаете, у вас успешный бизнес?

- Говорят, что через лет семь после старта бизнеса случается кризис. Он был, но мы из него достаточно легко вышли. Тогда я поразилась, насколько у нас оказалось стабильное предприятие. Я даже не знаю, что могло бы такое случиться, чтобы мы перестали работать. Да, я считаю свой бизнес успешным. Несмотря на то, что мы не развились в огромную компанию, у нас есть стабильность и неплохой финансовый результат. Считаю, что, если сотрудники работают на производстве по многу лет, а клиенты возвращаются снова и снова, это, конечно, успех.

У нас на производстве работают прекрасные люди, которым нравится то, что они делают. Когда у меня бывают моменты слабости и хочется все бросить, я вспоминаю свою сотрудницу — Галину Ивановну, которая уже около 45 лет работает кондитером. Она всегда говорит, что счастлива, потому что у нее есть любимая работа. И я в такие моменты думаю, ну пусть производство существует хотя бы ради Галины Ивановны (смеется). Я всегда радуюсь, что у нас на производстве и клиенты довольны, и сотрудники. У нас достаточно теплый коллектив, а на производстве очень много позитивной энергии.

Что планируете дальше делать?

- С одной стороны, хочется какого-то роста, с другой — это все-таки дополнительная нагрузка и вложения. Это всегда неоднозначный вопрос. Сейчас мы обновляем логотип, фасад магазина. У нас появилась новинка — рулет с фисташковым кремом, клюквой, малиной и шоколадом, а к Пасхе — куличи с оригинальным дизайном, которые уже можно заказывать. Планы, конечно, есть, но пока я их не разглашаю.