Меню

Дмитрий Чуйко, Whoosh: «Мы сразу целились в транспортный сценарий»

Шаг от идеи к готовой платформе стоит миллион долларов — столько вложили в разработку основатели Whoosh. Прокат самокатов тема не новая, но еще емкая для инвестиций. Например, в безопасность.

Безопасность — ключевой вопрос, который сейчас приходится решать всем кикшеринговым компаниям. Как работается на сложно регулируемом рынке, «ДК» поинтересовался у основателя Whoosh Дмитрия Чуйко.

Собственный парк компании составляет 30 000 самокатов, которые служат городским транспортом для жителей 17 городов России. Создатели Whoosh пропагандируют именно такую философию: самокат — это не парковое развлечение, он призван разгрузить дорожный трафик, облегчив жизнь и владельцам авто, и тем, кто не любит тратить время на пробки в общественном транспорте. Но как самокаты можно встроить в ПДД, чем защитить пользователей, о чем компания договорилась с мэрией Новосибирска?

Пока вы работали над IT-стороной своего сервиса, на рынке успели появиться два игрока, но у них были другие схемы, получается, что вы первые в России, кто создал именно шеринг самокатов, и единственные, кто сам полностью все разрабатывал. Пользуется ли кто-то еще вашей платформой и что думаете о франшизе?

— Мы первые, кто сам сделал IoT-модуль, написал шеринговую платформу и вообще все продукты для кикшеринга. Сейчас на рынке уже есть несколько готовых продуктов — покупаешь доступ, подключаешь самокаты, как-то работаешь. Мы не хотели работать как-то. При этом подходе получается прокат в парке, но не транспорт первой/последней мили. А мы сразу целились в транспортный сценарий. Для этого надо было не просто заваливать города дешевыми самокатами, а именно строить все правильно, с глубокими интеграциями, — когда пользователь может рассчитывать на то, что рядом с ним всегда будет заряженный самокат, а там, куда он едет, будет парковка. Мы играем в долгую, постоянно инвестируем в разработку и еще ни разу не пожалели об этом — технологии помогают нашей операционной работе, делают сервис удобным транспортом, помогают повышать безопасность и т.д. Так или иначе, все сервисы занимаются разработкой, но не все с нуля и так глубоко, как мы.

Наши технологии мы не шерим и не продаем. Это наше серьезное преимущество — не готовы делиться. Партнерскую программу закрыли, всеми городами управляем сами. 

Как сейчас оцениваете рынок шеринга самокатов, какие у него перспективы? Интересно, какую долю вы занимаете в России и в Новосибирске?

— Самый большой вызов рынка сейчас — регулирование на местах и отсутствие у самокатов правового статуса. Но все это временные трудности, и мы готовы к этому. Мы понимаем, что могут быть факторы, влияющие положительно и отрицательно на то, что мы делаем. В целом, я бы сказал, что перспективы у микромобильности отличные. Конкурентная среда уже достаточно насыщенная, но, по нашим оценкам, у нас самая большая доля рынка как в России, так и в Новосибирске, и мы здесь точно технологический лидер. 

Как рынок шеринга пережил пандемию, случился ли после нее эффект отложенного спроса?

— Отложенный спрос был. Но на самом деле самокаты активно ехали даже при локдауне — много людей вынуждены были все-таки ходить на работу, они пользовались самокатами активно. Мы предоставляли самокаты волонтерам, на них развозили лекарства и продукты тем, кто в особой группе риска и кому нужна помощь.

После снятия самоизоляции, конечно, был ажиотаж, но он был про то, что люди не хотели контакта — вместо привычного общественного транспорта брали самокаты, даже если раньше не пользовались. Этот тренд сохраняется. 

Ваш сервис появился еще в 2018 г., тогда же на рынок выходили и другие игроки, однако бум популярности случился только сейчас. Чем это объясняется? Откуда вы начинали развитие и докуда доехали теперь, сколько самокатов сейчас в Новосибирске?

— В Москве первые сервисы начали работать еще раньше, но потом ушли с рынка или сильно видоизменились. Мы запустились в 2019 г. в Москве, в Санкт-Петербурге, Академгородке Новосибирска и под конец года в Сочи. В 2020 г. запустили еще много городов, в том числе правый берег Новосибирска, в 2021 г. добавили левый. Сейчас у нас 17 городов и парк в 30 000 самокатов. Популярность именно сейчас связана в первую очередь с тем, что мы существенно увеличили парк. Поскольку мы делаем транспорт, нам важно, чтобы заряженный самокат был доступен, где бы вы ни находились, в зоне работы сервиса на расстоянии не более 200-300 м, тогда это работает как транспорт.

Чем вы могли бы объяснить такой всплеск интереса к самокатам в Новосибирске просто дошел тренд/появилась внезапная потребность/мода?

— Велосипеды и электросамокаты появились в городах до кикшеринга. На частных самокатах люди перемещаются не менее активно, чем на шеринговых. Шеринг — это способ не владеть (а значит, заряжать, хранить зимой, носить домой/в офис и т.д.), но пользоваться. Если бы не было шеринговых, то мы бы наблюдали плюс-минус столько же частных самокатов. Люди готовы отказаться от автомобилей — владеть ими накладно и часто невыгодно, стоять в пробке никто больше не хочет. Самокат + метро — приемлемый способ передвижения. Например, в Новосибирске мы видим очень активный трафик по Большевистской — жители многочисленных ЖК едут на самокатах до станции метро «Речной вокзал», там их оставляют и пересаживаются на метро. А могли бы стоять в пробке в маршрутке или в своем автомобиле. Вариативность транспорта, в зависимости от дорожной ситуации, погоды, настроения, чего угодно еще — это большой плюс для городов. В Москве это давно поняли — и велоинфраструктуру, и шеринги развивают уже много лет, регулируют шеринги тоже в соответствии с этим фокусом — дороги нужно разгрузить. Электросамокаты не мода, это удобно, поэтому популярно. 

Хайп вокруг самокатов и разговоры о том, что это опасно, что в регионах нет для них соответствующей инфраструктуры, начинают приобретать оттенки искусственного ажиотажа для пиара или выглядят как конкурентная борьба со стороны шеринга тех же авто или велосипедов. Как вы видите эту ситуацию?

— Да, самокаты в какой-то мере демонизируются сейчас. Кажется, это путь, через который проходят все нововведения. И чем они популярней, тем больше и громче их обсуждают. Относимся к этому как способу вести диалог между разными группами с разными мнениями. Но сильно доверяем выбору четырех миллионов наших пользователей — кажется, если сервисом пользуется такое количество человек, то делаем мы все правильно.

Электросамокаты дополняют транспортную инфраструктуру городов, они не вытесняют машины и велосипеды. Но, например, коротких поездок на каршеринге в районах с плотным покрытием самокатами становится меньше, что подтверждает суть кикшеринга — короткая поездка на 3-5 км удобней на самокате, а длинная 7+ км — на машине. 

Вы топите за культуру использования самокатов как полноценного и равноправного городского транспорта, но кто и как будет регулировать и защищать, условно, права пользователей, как будет регулироваться это явление с точки зрения участия в дорожном движении, есть ли какие-то законодательные инициативы?

— Культура вождения — важно. Мы ее растим и вырастим внутри пользователей сервисов. Даже, наверное, повлияем на владельцев частных самокатов. Но что действительно нужно самокатам — и частным, и шеринговым — это правовой статус, то есть поправки в правила дорожного движения, так называемый «новый закон о средствах индивидуальной мобильности» (СИМ). Внутри сервисов у каждого есть свои правила, они отражают то, как видят операторы этот законопроект. Но с одним нюансом — у шерингов маломощные самокаты, они не едут быстрее 25 км/ч и контролируются сервисами, а есть еще мощные частные самокаты, которые скорее мопеды — они быстрее, и их нужно отделять от маломощных самокатов. 

Можете оценить на основе статистики по аренде специфику спроса новосибирцев? 

— В Новосибирске самокаты пользуются спросом, как во всех остальных городах. Мы запустились в 2019 г. в Академгородке, в 2020 г. пришли на правый берег Новосибирска и в 2021 г. расширились и на левый. Парк самокатов увеличиваем. Они едут. Как и везде — едут по транспортному сценарию, более 65% поездок — использование самокатов как транспорта.

Мы видим часы пик утром и вечером. Как только город встает в пробки, — самокаты начинают их объезжать. Яркий пример в Новосибирске — Большевистская улица, где от метро в новые ЖК очень активный трафик в часы пик. Если бы не самокаты, — все эти тысячи поездок были бы на автотранспорте.

На левом берегу и на правом мы видим одинаковую активность. У нас нет, например, точек, на которых бы за день не совершили ни одной парковки. Парк постоянно в движении. В Новосибирске часто самокаты используют для того, чтобы добраться до метро. То есть он выступает частью составного маршрута. А в Академгородке самокатами пользуются для всего маршрута — до офиса, дома, спортзала или супермаркета.

Как оцениваете конкурентную среду на рынке Новосибирска, вероятность роста количества игроков? 

— Сейчас в Новосибирске две компании. Новосибирск — прогрессивный город, жители активно пользуются самокатами, и шеренгам есть куда развиваться вместе с городом. Тут как раз важно регулирование количества самокатов и игроков. Пример Москвы: департамент транспорта рассчитал, сколько городу нужно самокатов, и определил минимум и максимум для операторов, то есть несколько крупных игроков, технологически и операционно сильных, которые смогут обеспечить исправную работу транспорта микромобильности в городе — такая цель. Это отличный подход, он учитывает потребность горожан и дает стимул сервисам на качественную конкуренцию.

Мэрия Новосибирска говорила о том, что будет решаться вопрос с парковками для самокатов. На какой стадии находится этот процесс?

— Все пожелания мы приняли, что-то скорректировали. Диалог продолжается. У нас в сервисной команде (это те, кто следит за самокатами) есть специальная должность — ребята, которые контролируют порядок на парковках, освобождают перегруженные точки. Самокаты будут полезны горожанам как транспорт только при плотном покрытии города парковками, потому что очень важно, чтобы до пункта назначения можно было добраться легко. Также важна транспортная доступность: если поездку можно завершить в 100 метрах от места назначения — самокат предпочтут автомобилю, если парковка далеко — человек поедет на автотранспорте. 

Какие инвестиции в безопасность движения планируете сделать в Новосибирске?

— Сервисы кикшеринга используют маломощные самокаты, которые развивают максимальную скорость до 25 км/ч. Наш сервис первым реализовал зоны снижения максимальной скорости — например, на набережной в Новосибирске самокат не сможет ехать быстрее 15 км\ч. Эта зона нанесена на карту еще в начале мая. Там очень много пешеходов, детей — на случай, если кто-то все-таки решит двигаться быстрее, сработает ограничение. 

В отличие от частных самокатов, кикшеринговые всегда на связи с платформой, их можно отследить, понять, кто и где на нем едет. И еще сам сервис может их в чем-то ограничивать.

Мы постоянно инвестируем в безопасность и разработку технологий, которые помогают ее повысить. Например, модель самоката у нас максимально безопасная: с тремя видами тормоза, специально сделанной для нас подсветкой, также в темное время суток важная вещь — фара, которая включается автоматически после захода солнца. Продолжаем работать в этой области. 

Много работаем над анализом поездок, например, автоматически вычисляем потенциально аварийные участки в городе, — будем что-то с ними делать, в зависимости от причин. Шеринговая платформа Whoosh и электронные модули, встроенные в самокат, анализируют все случаи падения и потенциальных ДТП. Благодаря «умной технологии», определяются очаги аварийности и корректируется движение в потенциально проблемных зонах. 

Самое важное для самокатов сейчас — привить людям культуру вождения и как можно скорее дать самокатам правовой статус. Работаем во всех этих направлениях, уже делаем программы повышения знаний ПДД и культуры вождения СИМ. Делаем онлайн-школу вождения.

Отразится ли это на цене поездки? 

— Пока не отразится. Безопасность — наш приоритет, мы в него постоянно вкладываем.

Есть ли у вас статистика ДТП с участием самокатов в регионе и можно ли отследить участника ДТП дистанционно?

— Статистика по регионам не отличается, на каждый миллион поездок внутри сервиса Whoosh фиксируем менее 100 случаев получения легких травм, порчи имущества в результате происшествий (например, разбитый смартфон) и единичные случаи тяжелых травм, причинения вреда здоровью или имуществу третьих лиц. Стоит отметить, что в ситуации тяжелых травм всегда присутствует автомобиль.

Большая часть травм связана с потерей бдительности во время поездки и нарушением правил, реже — с форс-мажорными ситуациями. Данные об аварийных ситуациях сервис собирает из разных источников: 1) шеринговая платформа, которая дает информацию о нестандартных для рядовой поездки показателях самоката; 2) обращения пользователей напрямую в сервис и в страховую компанию — страхование пользователей включается в поездку, страхуется не только здоровье и имущество, но и ответственность перед третьими лицами — наезд или авария с авто.

Число аварийных ситуаций внутри сервиса Whoosh сокращается и составляет менее 0,01% случаев, во многом благодаря технологическим усовершенствованиям самокатов. По сравнению с другими средствами мобильности у СИМ более низкая аварийность, у велосипедов этот показатель выше, не говоря об автомобилях.

Модель самоката Whoosh оснащена тремя надежными тормозами, амортизаторами, подсветкой, автоматической фарой. Для новичков при первой поездке сервис разрабатывает функционал, позволяющий совершить первую поездку на более медленной скорости и настроить параметры самоката под себя, что позволяет привыкнуть и освоиться, прежде чем появится возможность ускоряться.

Сервис Whoosh превратил самокаты в устройство интернета вещей (IoT) — они всегда на связи с облачной шеринговой платформой. Сенсоры, GPS и GSM-модемы постоянно сообщают о состоянии и местонахождении устройства. Любая поездка может быть идентифицирована.

В случае выявления правонарушений, которые совершили арендаторы наших самокатов, оперативно по запросу от полиции предоставляем данные поездки и аккаунта арендатора. Поездку можем отследить по времени и координатам происшествия. Это еще одна особенность кикшеринговых самокатов — каждый из них отслеживается, у них есть идентификационные номера, мы знаем, где и когда он едет, кто им управляет. Насколько нам известно, наши данные помогают в поисках нарушителей. В случае, если есть пострадавший, консультируем о возможности получения выплаты по страховке, так как ответственность управляющего самокатом человека также застрахована. 

Материал подготовлен специально к эксклюзивному выпуску издания «Деловой квартал» — «Книга рейтингов», от 28.06.2021 г.