Руководитель Академии Яндекса Евгения Куликова рассказала «ДК» о том, почему компания решила готовить IT-специалистов и зачем сотрудничает с правительством Новосибирской области.
«ДК» поговорил с руководителем Академии Яндекса Евгенией Куликовой о трансформации рынка образования и новых векторах развития.
Что сподвигло к созданию Лицея Академии Яндекса, и в чем видите свою миссию?
— Сейчас на рынке острая нехватка квалифицированных IT-специалистов, причем не только разработчиков. Своими образовательными проектами мы хотим помочь решить эту проблему. Яндекс занимается образованием уже 15 лет. Все началось с того, что в середине 2000-х возник серьезный дефицит ML-специалистов. Чтобы решить задачу с подготовкой кадров, в 2007 г. мы создали Школу анализа данных — программу, на которой готовят продвинутых специалистов в сфере data science: аналитиков, разработчиков машинного обучения и так далее. Кстати, в Новосибирске в 2013 г. как раз открылся филиал ШАД, впоследствии он стал частью CS-центра (Computer Science Center — объединенная инициатива Школы анализа данных, Computer Science клуба и JetBrains).
Затем мы начали делиться своим опытом со студентами в вузах. А потом мы поняли, что разработчиков нужно начинать готовить уже в школе, и в 2016 г. открыли бесплатные двухгодичные курсы программирования для школьников. Cейчас они называются Лицеем Академии Яндекса. В Новосибирске он открылся в 2018 г.
Вот как раз сейчас много разговоров о том, что, строя в России цифровую экономику, мы должны уже со школы начинать обучать людей информационной грамотности. По вашему мнению, имеет ли смысл обучать программированию уже на этапе школьного образования?
— Программирование — это как раз тот практический навык, без которого человеку будет трудно жить и работать в постоянно развивающемся мире. Оно формирует функциональное и алгоритмическое мышление, учит находить такую последовательность действий, которая приведет к заданной цели эффективно и быстро. Такой навык пригодится везде: и в школе, и в университете, и на работе.
К сожалению, в школах информатике чаще всего учат только на пользовательском уровне. Детям показывают, как делать простые презентации, создавать документы и работать в таблицах. А азы программирования преподают редко, хотя именно они должны стать основой для уроков информатики. Главное — увлечь ребенка предметом и дать ему базовые знания, чтобы он мог сам решить, интересно ему это или нет.
А как вы сотрудничаете с вузами?
— Мы очень любим работать с университетами и часто помогаем им в разработке образовательных программ, стараемся делать так, чтобы они были ориентированы на практику и готовили студентов к работе в крупных технологических компаниях. У нас есть совместные курсы, бакалавриаты и магистратуры в МГУ, МФТИ, ИТМО, СПбГУ, УрФУ, НГУ и многими другими вузами. А еще, развивая сотрудничество с вузами в области научных исследований, мы открываем совместные лаборатории — сейчас их уже три.
Как вы выбираете, в какие города заходить со своим проектом?
— Лицей Академии Яндекса работает уже больше чем в 160 городах России и Казахстана. Осуществлять этот проект нам помогают региональные министерства или департаменты связи, образования и науки. С их помощью мы выбираем города и школы, с которыми мы могли бы посотрудничать.
В чем глобальная цель соглашения с Минобразования Новосибирской области, и на каком уровне они обеспечивают вам помощь?
— Цель нашего соглашения — продолжить развивать цифровое образование в регионе. Лицей Академии Яндекса работает в Новосибирске с 2018 г. Минцифра активно поддерживает лицей на протяжении всех этих лет. В этом году обучение закончили 29 школьников области. Выпускникам оказалось интересно продолжать работу и учебу в сфере IT, и мы хотим ответить на этот запрос, предложив новые проекты и программы.
В Новосибирской области уже работает и другой проект — Яндекс.Учебник. Это бесплатная платформа для учителей и школьников, на которой есть интерактивные курсы и сборник упражнений по школьным предметам. Ей пользуются больше четырех тысяч учителей и 86 тыс. учеников региона. Платформа позволяет учителям формировать индивидуальные образовательные траектории и следить за успеваемостью учеников, освобождает их от рутины и дает сосредоточиться на осмысленной работе.
Мы планируем начать сотрудничество с Новосибирским институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования (НИПКиПРО). Хотим проводить совместные мероприятия для учителей: от диагностики профессиональных компетенций до бесплатных курсов.
Как 2020 год изменил подходы к обучению, какие принципиально новые тренды сформировались в сфере дополнительного образования?
— Глобальный тренд, который повлиял на отрасль образования, — доступ к качественному контенту в любое время и из любой точки мира. Поэтому дополнительное образование детей, вопреки прогнозам экспертов, стало уходить в онлайн, хотя раньше на него приходилось не более 20% образовательного рынка.
Но хорошее образование — это не просто доступный контент. Это поддерживающая учебная среда, особые механики, которые помогают человеку развиваться и искать себя.
Учить детей — не проблема, миллениалы, зеты и альфы уже родились с гаджетами в руках. А вот люди, родившиеся в эпоху безинтернетья, сейчас вынуждены их догонять. Как им быть?
— Есть много образовательных проектов для взрослых. В том числе у нас. Например, Яндекс.Практикум — где любой взрослый человек, даже без технического образования, может обучиться IT-профессии. У нас есть реальные истории выпускников, например, как морской инженер стал аналитиком данных, офицер пограничных войск — QA-инженером, а стоматолог выучился на веб-разработчика. С помощью специально созданной среды для онлайн-обучения студенты сразу переходят к практике и отрабатывают полученные навыки. При этом человек может сначала бесплатно попробовать часть обучения, чтобы понять, подходит ли ему IT-профессия. Такой возможностью уже воспользовались несколько сотен тысяч человек. Выпускниками Яндекс.Практикума становятся 69% из тех, кто решил продолжить обучение, 71% из них — находят работу по новой IT-специальности. Главная цель проекта — помочь любому человеку получить новую современную цифровую профессию.