Политико-экономические глобальные реалии вновь поставили бизнес перед необходимостью оперативно решать задачки со звездочкой. Как к решениям подошли логисты и экспортеры, лишившиеся привычных каналов?
- Как изменились условия работы с иностранными партнерами ввиду отмены некоторых видов международных отношений?
- Какие проблемы возникли у экспортеров с логистикой, как изменились время, стоимость и география поставок?
- Прогнозы на ближайшие месяцы и до конца года: придется ли полностью перестроить логистику, какие будут потери, в чем будет выигрыш?
Эти вопросы представители отрасли обсудили за круглым столом, организованном изданием «Деловой квартал» на площадке ресторана «МЁД». В заседании приняли участие начальник управления перспективного развития Союза «ТПП Новосибирской области» Юрий Штатнов, директор ООО «Радиационная техника» Василий Ожередов, генеральный директор ГК «ЭТР» Николай Кузьменко, руководитель Сибирского обособленного подразделения ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» Денис Крылов, директор компании «МариМакс» Мария Смолянинова, заместитель генерального директора по правовым вопросам финансово-правовой группы АРКОМ Юлия Черкашина, руководитель проектов PR-GR «Файбер Трейд» Анастасия Брусиловская, директор по обеспечению бизнеса компании «ФайберТрейд» Александр Долженко, директор фабрики «Саломея» Олег Якушев, руководитель отдела продаж компании «Импорт плюс» Андрей Радиулов, коммерческий директор «Импорт плюс» Екатерина Бокова, начальник отдела развития транспортно-логистической компании «ТМП» Егор Конов, директор Новосибирского филиала САО «ВСК» Марина Марченко, заместитель директора-руководитель дирекции корпоративного страхования Новосибирского филиала САО «ВСК» Георгий Драпов, эксперт по ВЭД Новосибирского государственного университета экономики и управления Ирина Боброва, руководитель отдела ВЭД компании «Биолабмикс» Екатерина Пташниченко, директор Новосибирского филиала СГ СОГАЗ Ольга Гаенко.
Начальник управления перспективного развития Союза «ТПП Новосибирской области» Юрий Штатнов дал оценку состояния бизнеса и поделился обнадеживающим мнением:
Что касается вариантов поддержки предпринимателей, то у нас есть, конечно, «в загашниках» много полезного. Тем не менее, пока есть понимание, что существующими на сегодня мерами мы положение не спасем. Половина компаний, которые работают в Новосибирской области, используют сырье, приходящее к нам с Запада. Переориентироваться на китайское часто невозможно, потому что качество низкое. Можно, конечно, сделать «ход конем», и это сырье привозить из Китая, а перерабатывать, очищать уже здесь. Но на это нужны технологии, производства — на малый и средний бизнес мы не напасемся таких производств, поэтому проблема должна решаться как-то иначе, глобально. Все с надеждой смотрят на то, что может предложить федеральный центр. Но он предлагает хорошо известные меры (кредитные льготы и прочее), которые у бизнеса востребованы, конечно, но спасают не сильно.
Большинство бизнесменов сейчас, свернув инвестиционные программы и планы по расширению, вложило деньги в сырье, чтобы до конца года обеспечивать какую-то независимость. Те, кто вовремя этого не сделал, сейчас «горько плачут» — у них осталось запаса на месяц-два. С моей точки зрения, примерно через год все должно устаканиться. Но этот год нужно как-то прожить.
Однако есть хорошие новости: есть много компаний, которые готовы поучаствовать в импортозамещении — разработать технологии, создать опытное производство. Правда, нужны деньги. С другой стороны, банки сейчас ищут возможности вложить деньги в какие-то инвестпроекты. Но у них свое понимание вопроса — им нужно быстро, чтобы деньги работали, а предпринимателю нужно, чтобы эти деньги работали долгосрочно, потому что все проекты минимум на три года, а то и 5-7 лет. Но я надеюсь, что из этих движений родится что-то путное.
Я думаю, через месяца два мы придем к какой-то внятной концепции, куда двигаться дальше.
Есть возможности организовать импортозамещение, есть сила, есть желание, есть опыт разработки, есть персонал, есть оборудование, есть производства. Что еще нужно? Только деньги. Государству нужно вкладываться в то, что можно «пощупать руками», что даст экономике новый шанс, новый импульс развития.
Руководитель Сибирского обособленного подразделения ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» Денис Крылов отметил, что в данный момент сложно говорить о работе с оптимизмом, потому что рынок логистики оказался в зоне серьезной турбулентности:
Единственный сейчас реально работающий канал импорта из Китая в нашу сторону — это Казахстан. Там есть два погранперехода, по которым каждый день проходит по 10-15 контейнерных поездов. Это большой, эффективный канал — в условиях почти неработы китайских больших контейнерных портов Китай переориентируется на перевозки по железной дороге. С китайской стороны давно идет серьезное строительство дополнительных терминалов, у них есть большие государственные планы, расписанные до 2030 г. — возможно, они их изменят. То есть направление транспорта через Казахстан уже сейчас растет. Мало того, в связи с недавними событиями в Казахстане, существенно изменилась ситуация на таможне, на приемке грузов — изменились в меньшую сторону сроки растаможки, но ужесточились правила: весь груз раскрывается на складах временного хранения, пересчитывается, проверяется. Мало того, казахи опубликовали на официальном сайте специальный справочник для импортеров, где перечислены все санкционные товары, которые нельзя поставлять из Европы и США в Россию и Республику Беларусь. Ни о какой контрабанде там речь идти не может — казахи за этим следят жестко. Но что касается обычных товаров – не санкционных товаров народного потребления, сырья, то здесь особых проблем быть не должно.
Сейчас запускается активная электронная таможня, которая уже к лету должна дать возможность растаможивать грузы за один-два часа. Поэтому в реальности для нашего бизнеса канал через Казахстан — это, наверное, самый реальный маршрут, на который нужно рассчитывать. Есть серьезный интерес, и бизнес-сообществу нужно вложиться в восстановление и становление связей с нашими братьями-казахами. Они будут держать юридический нейтралитет, благодаря этому не попадут под санкции. Поэтому рекомендую заняться этим логистическим направлением».
Начальник отдела развития транспортно-логистической компании «ТМП» Егор Конов продолжил:
Руководитель отдела продаж компании «Импорт плюс» Андрей Радиулов поделился более оптимистичным мнением и опытом:
Например, сейчас острая тема — бумага. У нас очень много обращений от компаний, которые занимаются продажей бумаги, мы им находим поставщиков в Китае, даем адекватные цены, организуем логистику. Китай — это же очень большая страна, и там есть очень разные товары — есть дешевые, есть подороже, хорошего качества. Путей доставки — много, можно рассматривать любые: возить европейское через Турцию на Новороссийск, или уходить из Казахстана прямыми поездами, или морем, или автотранспортом. Путей много, они никуда не делись — просто нужно посмотреть немного шире, посмотреть дружественные страны, как можно объехать, обойти. Пусть это будет немного удлиненный путь, другая логистика. Можно посмотреть мультимодальные перевозки — объединить море, жд, авто. Найти всегда можно. Не надо унывать, надо искать пути. Сейчас наступил момент, когда очень много конкурентов стали объединяться, плотно работать, взаимодействовать. Коллаборации сейчас могут помочь найти решение. Да, будет больше посредников, цепочки будут увеличиваться, конечно, но перед людьми стоит угроза потери бизнеса — им будет проще чуть-чуть переплатить и увеличить время, чем потерять бизнес».
Коммерческий директор «Импорт плюс» Екатерина Бокова добавила:
Что касается перспектив и логистических пробок (которые предсказуемы), то, на мой взгляд, здесь основной ключ к решению — это планирование по году: чем лучше бизнес сейчас может предсказать свой спрос, чем раньше он даст логистическим перевозчикам объем закупок по месяцам, тем вероятнее все привезут вовремя. Решения будут находиться всегда, вопрос только в том, что раньше это можно было организовать за две недели, а теперь — за два месяца. Но если планировать наперед на 12 месяцев, то очень быстро эта разница нивелируется. И, конечно, здесь будут на коне прежде всего крупные логистические компании, перевозчики, которые что-то значат для морских линий, и которым морские линии дают определенный приоритет, бронь. Такие компании есть. Поэтому мы очень оптимистично смотрим на рынок сейчас».
Генеральный директор ГК «ЭТР» Николай Кузьменко согласился с тем, что такая схема сейчас востребована у бизнеса, и что есть логисты, которые могут предоставлять такие услуги:
Что касается Казахстана: мы давно смотрим на этот канал. Однако есть но. Китайская сторона построила у себя инфраструктуру много лет назад — огромные склады временного хранения, терминальные площадки — там все хорошо. Но на казахской территории все осталось так, как было в советское время. Поэтому мы получаем широкую «трубу», которая плавно переходит в «шланг». Сейчас они пытаются поднять производительность, но эти контейнерные поезда направлены на Москву. Почти закрылись черноморские и балтийские порты, а те грузы, которые есть в юго-восточной Азии, нужно гнать в Москву. Поэтому, так как они загрузили железную дорогу с дальневосточных портов и казахскую железную дорогу, то нам вклиниться в этот поезд, даже с одним ящиком, нереально: остается либо надо набирать контейнерный поезд, тащить его в Новосибирск и организовывать все со всеми сопутствующими документами, согласовывая с обеими дорогами (нашей и казахской), либо, условно, тащить этот ящик в Москву и оттуда уже распределять.
Никуда не делась проблема неуправляемости казахской таможни. Про ее прозрачность я слышу много лет и каждый раз пытаюсь в это поверить, но жизнь говорит о том, что все не так радужно — как шла оттуда контрабанда, так и идет, только стала немножко дороже.
Все карго-грузы перешли сейчас на Казахстан, потому что забайкальскую дрогу им перекрыли, и потому что Забайкальск практически так и не выходит из состояния локдауна. Из-за этого возникает проблема с нашим государством: что китайцы загрузили в машину — неизвестно, машина еще до склада временного хранения (СВХ) не дошла — назначают досмотр и говорят, что едет незадекларированный груз, при этом декларации еще не было, потому что машина не дошла до СВХ, но есть предварительное информирование. Например, было написано, что груз весит 18 тонн, взвешивание показало 19 тонн — это административное дело. В итоге перевозчик берет на себя риски, которые он не контролирует.
Также есть сложности с тем, что таможня почему-то решила увеличить степень досмотров и контроля — количество запросов за последние полгода выросло в разы. Запросы бывают — вплоть до дурацких (например, нужно техническое описание гайки), это ведет к задержкам в оформлении.
Когда начались сложности на Западе, ассоциация экспедиторов готовила для нашего премьер-министра предложение по логистике — в том числе стоял вопрос, чтобы обязать таможенные органы работать адекватно сегодняшней ситуации. Например, просили зафиксировать курс валюты для цен таможенного оформления на каком-то разумном уровне, чтобы импортеры не волновались, что на момент подачи декларации доллар скакнул, и таможенные платежи стали астрономическими.
Что касается Забайкальска: в связи с пандемией железная дорога перестала работать с вагонами, там ходят только контейнеры. А погранпереход Забайкальск-Маньчжурия не очень заточен под контейнеры, соответственно, пропускная способность сузилась.
Если говорить о портах: там основная проблема в том, что ушли крупные игроки, которые обеспечивали примерно 30% контейнерного парка. Но их место сейчас спокойно занимают китайские. То есть проблема рассасывается, и снимается она просто в режиме «ручного управления» — связи, знакомства. Грузы действительно едут. У нас в том числе сейчас едут и сборные контейнеры, которые сначала просто встали — теперь поплыли.
Большим минусом стало то, что появились проблемы с авиадоставкой. Каждый день случается что-то новое, поэтому бесполезно что-либо прогнозировать. Мы из одного логистического кризиса перешли в другой — все рушится, кто-то на этом пытается заработать большие деньги, кто-то в панике закрывает бизнесы. Но я солидарен с коллегами: если клиент понимает, что ему нужно, и что-то хотя бы приблизительно планирует, то стрессовость ситуации снижается в разы, и есть возможность маневра».
Андрей Радиулов добавил: «Ритейлеры и производственники столкнулись с незнакомой проблемой, поэтому немного запаниковали, а логисты эти проблемы могут решить, и довольно быстро».
Руководитель проектов PR-GR «Файбер Трейд» Анастасия Брусиловская отметила, что при всех проблемах важно помнить, что есть господдержка, которая реально помогает:
Директор по обеспечению бизнеса компании «ФайберТрейд» Александр Долженко рассказал о том, с какими конкретно проблемами столкнулись сейчас производители микроэлектроники:
«Деловой квартал»: Все эти переплаты компаний за логистику так или иначе лягут на плечи потребителей. Однако, если учесть снижающиеся доходы и падение покупательской способности — кто будет покупать и что тогда будет с бизнесом?
Участники сошлись во мнении, что себестоимость, конечно, будет сильно расти, и тогда у бизнеса будет два варианта: либо снижать качество, либо повышать цены. Если не будут покупать, то слабые компании будут закрываться, кто-то будет переориентироваться, кто-то — снижать свою маржу. Жизнь покажет. Это, по мнению предпринимателей, нормальный экономический закон: если бизнес не сможет продать то, что он произвел — он умрет. Но на его место сразу придет другой, посообразительнее.
Директор Новосибирского филиала СГ СОГАЗ Ольга Гаенко отметила:
Поэтому, если мы говорим про импортозамещение — а это рабочие места, рост зарплат, удержание потребительской способности на определенном уровне — то нужно говорить о долгосрочных государственных проектах. Потому что, если государство не готово участвовать в длительных программах создания производств, то мы так и останемся на уровне разговоров».
Директор ООО «Радиационная техника» Василий Ожередов продолжил тему сложности импортирования и импортозамещения на медицинском рынке:
Что касается господдержки, то я ко многому относился скептически, но то, что делает сегодня государство — это важно. Нужно ознакомиться со всеми последними постановлениями и указами — там предусмотрены колоссальные меры именно по импортозамещению. Например, разрешение параллельного импорта — это значит, что «контрафакт», который мы так боимся признать, стал законным по тем направлениям, которые интересны государству.
Конечно, много западных компаний-производителей сейчас уходят с рынка — естественно, возникает дефицит запчастей. Где их брать? Медицина стоит в перечне санкционных отраслей — на потом, но все равно она «рванет», поэтому нужно быстрее думать, что делать — оборудование не может стоять без работы. Мы направили всем больницам и медцентрам запрос, чтобы узнать, какие у них сейчас проблемы, и чем мы можем помочь. Конечно, в первую очередь нужны запасные части и программное обеспечение.
Также сейчас, когда мы начали вести диалог с нашими зарубежными партнерами, вдруг выяснилось, что рассчитаться невозможно ни в одной валюте — начали искать страны, где возможны расчеты за рубли. А что касается партнеров, через которых можно завезти оборудование в страну, — естественно, наши поставщики уже «погрозили пальчиком», что будут применяться вторичные санкции. Поэтому будут внимательно смотреть за казахами и другими партнерами.
Как можно быстрее наладить выпуск оборудования? Сейчас необходимо создавать современные мобильные инженерные центры и туда направлять господдержку. Также на повестке стоит создание экспортных кластеров — нужно объединяться в «стаи» и двигаться туда, где нас ждут. Сейчас наступило время, особенно интересное для малого и среднего бизнеса — государственные ворота открывают очень хорошую калитку возможностей. Это ворота в поле реального сектора. Да и вообще в целом наступило время реального сектора экономики».
Далее зашла речь о том, что во всей этой истории необходимо страховать риски, и директор Новосибирского филиала САО «ВСК» Марина Марченко отметила, что компании действительно обратились к страхованию:
Директор компании «МариМакс» Мария Смолянинова рассказала о специфических проблемах своей экспедиторской отрасли:
Вот с такими проблемами столкнулись, а субсидий на покупку оборудования внутри страны нет. Оборудование, которое мы хотели закупить в Европе, запретили продавать в Россию. Нам не одобряют никакие кредиты, нет никакого субсидирования, мы ничего не можем сделать, чтобы наше оборудование ходило здесь, я уже не говорю про экспорт, хоть и заявок сейчас очень много. Поддержка приоритетно направлена на производство и на импортозамещение».
Руководитель отдела ВЭД компании «Биолабмикс» Екатерина Пташниченко также поделилась сложностями своей отрасли:
Еще один момент: мы заказали и проплатили в Европе часть оборудования, но не успели его вывезти, и сейчас это тоже стало проблемой. Конечно, наши партнеры не отказываются и выполняют свои обязательства, но у них также есть часть оборудования, которая под санкциями, и чтобы его вывезти, нужна специальная экспортная лицензия. Те проблемы, которые возникли сейчас, для нас критичны».
Эксперт по ВЭД Новосибирского государственного университета экономики и управления Ирина Боброва резюмировала:
Тяжелейшая ситуация, конечно, сложилась сегодня, но, послушав предпринимателей, я поняла, что стресс в итоге заставил активнее искать новые возможности — и они находятся.
Что касается направлений, то я не могу дискутировать с логистами, но хочу отметить, что я знаю — есть европейские компании, которые тоже идут навстречу и сами ищут пути взаимодействия. Говорить о том, что все пропало, рано. Все ищут пути. Например, итальянцы готовы работать через ОАЭ. Финны в личных контактах говорили о том, что ищут пути доставок. Есть также страны, которые мы даже не берем во внимание, потому что не привыкли на них смотреть, работая по накатанной линии. Например, Оман — очень недооцененная страна, которая готова сотрудничать. Она нейтральная, и для поставки технической продукции ее ресурс вполне можно использовать. То, что мы продолжаем работать и ищем новые возможности, — это все-таки путь к просвету».
Фото: Дмитрий Карасов