Меню

В поисках баланса: какой должна быть ключевая ставка в новой реальности

Прогноз по инфляции Банка России на конец года — 14-17%. Если денежно-кредитная политика в таких условиях будет чрезмерно жесткой, многие группы товаров и услуг могут уйти в дефляцию.

Начальник Сибирского ГУ Банка России Николай Морев

Мы живем в период перемен, масштаб которых можно назвать самым серьезным с 90-х годов. Санкции запустили длительный процесс — нашей экономике нужно полностью измениться. А в этом и следующем году грядут самые сильные изменения. Денежно-кредитная политика и в обычных условиях призвана балансировать экономику через влияние на спрос. Сдерживать, если возможности производства в моменте не могут удовлетворить потребности рынка. Стимулировать, если экономика может произвести больше товаров, чем готовы купить потребители.

Тонкая подстройка создает ценовую стабильность — низкую и предсказуемую инфляцию. Это дает людям и бизнесу уверенность.

Во-первых, бизнес готов развивать производство, наращивать мощности: ценовая стабильность делает финансирование доступным, а окупаемость инвестиций — предсказуемой. Во-вторых, люди готовы вкладывать в развитие бизнеса через банковскую систему и другие механизмы — ставки по вкладам привлекательны, а работа финансовых инструментов предсказуема. В результате денежно-кредитная политика не ускоряет экономический рост, но создает условия, когда экономике расти выгодно и комфортно. Сейчас уже второй раз за короткое время под удар попала одна из главных составляющих ценовой стабильности — предсказуемость. Два года назад весной на бизнес — а значит, и на сотрудников — обрушился локдаун. Финансовая система была готова к работе в экстренных условиях, экономика благодаря помощи государства прошла этот период без серьезных потерь. К началу этого года стало понятно, что с большинством последствий ковидного кризиса мы справились. Новым испытанием стали масштабные санкции. Они определили необходимость структурной трансформации экономики. Бизнесу нужно перестроить логистику, найти новых импортеров, развить недостающие технологии.

Поменяется ассортимент доступных товаров, привычки и предпочтения потребителей. Изменится доля разных отраслей в экономике, под это вынужден будет подстроиться рынок труда. В этих условиях денежно-кредитная политика это поиск баланса между структурной перестройкой и макроэкономической стабильностью.

С одной стороны, нельзя помешать структурной перестройке экономики, с другой — нельзя допустить раскручивания инфляционной спирали. Обе ситуации возможны при неправильном выборе размера ключевой ставки. Первая — если при сильном сжатии спроса ставка останется чересчур высокой. Вторая — если при слишком низкой ставке у бизнеса не будет возможности удовлетворить растущий спрос. Повышение ставки до 20% 28 февраля было временной антикризисной мерой, чтобы купировать риски финансовой стабильности и вернуть деньги в банковскую систему. В конце февраля из-за неопределенности люди стремились купить товары впрок, для чего брали кредиты и снимали деньги со вкладов. Повышение ставки сработало: ставки по вкладам выше 20% заставили людей остановиться, поведение развернулось в сторону сберегательного. Риски перестали нарастать, поэтому Банк России четыре раза снизил ключевую ставку, сейчас она составляет 9,5% годовых. В следующем году, по прогнозу регулятора, средняя за год ключевая ставка составит 7-9%, в 2024 г. — 6-7%. Что значит структурная перестройка экономики для инфляции? Самое важное — степень жесткости цен становится заметно меньше. Происходят сдвиги в относительных ценах по широкому кругу товаров и услуг. Результатом становится большой разброс между темпами роста цен товаров.

Период трансформации будет сопровождаться чуть более высоким инфляционным уровнем. Прогноз Банка России на конец года – 14-17%. Если денежно-кредитная политика в таких условиях будет чрезмерно жесткой, многие группы товаров и услуг могут уйти в дефляцию.

Это затруднит процесс адаптации экономики. Поэтому сейчас Банк России не стремится быстро вернуть инфляцию к цели. В 2023 г. показатель годовой инфляции, по прогнозу, составит 5-7%, а к цели 4% инфляция вернется в 2024 г. Несмотря на глобальные изменения экономики, которые происходят и еще должны произойти, цели и принципы денежно-кредитной политики не меняются. Ценовая стабильность остается безусловным приоритетом, а инфляция вблизи 4% — целевым ориентиром.