Меню

Вячеслав Трунаев: «Необходимо срочно поддержать отрасль автомобильных грузоперевозок»

«Надежда на то, что поставщикам удастся быстро найти обходные пути для ввоза в страну запчастей, пока не оправдалась».

Президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков Вячеслав Трунаев

Антироссийские санкции резко сократили поток импорта. В итоге снизился объем не только международных, но и внутрироссийских автомобильных грузоперевозок, оказались в дефиците и резко подорожали запчасти и расходные материалы. Перевозчики столкнулись с ужесточением конкуренции и снижением тарифов.

Какие меры необходимо предпринять в первую очередь для спасения рынка грузоперевозок? В последние месяцы мы регулярно проводим опросы членов ассоциации, спрашиваем, как меняются объем заказов, ставки на перевозки, дебиторская задолженность и т.п. Видим, что с апреля началось снижение объемов перевозок. Конечно, ситуация у каждой компании индивидуальна: у одних сокращение на 20-30%, у других — в два раза, у третьих — все стабильно.

Сейчас быстро меняется региональная структура перевозок. Раньше многие везли в регионы импортные товары из таких крупнейших логистических центров, как Москва и Санкт-Петербург. Сейчас оттуда зачастую приходится уезжать порожняком.

Грузоперевозки смещаются на Урал, в Сибирь и на Дальний Восток. Одновременно ужесточается конкуренция за заказы, так как международные перевозчики тоже вышли на внутрироссийские направления.

Все это уже отразилось на тарифах. Так, например, стоимость перевозки по направлению «Москва — Новосибирск» по сравнению с февралем упала примерно в два раза. В среднем по стране, по данным биржи ATI.SU, за апрель цены на грузоперевозки уменьшились на 7,6% и достигли минимума с августа 2021 года. По наблюдениям перевозчиков, на 50% уменьшились тарифы на доставку грузов с Дальнего Востока.

В общем, доходы перевозчиков снижаются, и одновременно растут затраты. Запчасти и расходные материалы (шины, масла, фильтры и т.п.) подорожали по сравнению с февралем на 60-90%, стоимость нормо-часа на СТО — на 30-40%, а кое-где — и на 200%. Такие цены — из-за дефицита запчастей на российском рынке и усложнения логистических цепочек. Надежда на то, что поставщикам удастся быстро найти обходные пути для ввоза в страну запчастей, пока не оправдалась. Расчеты показывают, что завезенные по «хитрым» схемам запчасти будут, как минимум, на 80% дороже. В таких условиях об обновлении автопарка никто даже не думает. Задача — поддержать в рабочем состоянии имеющиеся транспортные средства. Многие компании уже вынуждены часть своего автопарка использовать в качестве «доноров» для других машин.

Перевозчикам сейчас остро не хватает оборотных средств, а банковские кредиты и лизинг стали для них недоступными. Остановка деятельности транспортных предприятий приведет к потере большого количества рабочих мест и проблемам в снабжении товарами первой необходимости.

Напомню, что автомобильным транспортом доставляется порядка 70% массы всех грузов, перевозимых по суше на внутреннем российском рынке. Если из-за дефицита запчастей количество транспортных средств «на ходу» сильно сократится, то тарифы на перевозки вырастут, а это скажется на ценах на товары.

Необходимы срочные меры господдержки отрасли автомобильных грузоперевозок. В частности, отмена транспортного налога, временный мораторий на действие системы «Платон», каникулы по лизинговым платежам.

Для решения проблем с запчастями — временное освобождение от уплаты таможенных пошлин и утилизационного сбора ввозимых в Россию подержанных (не старше трех-пяти лет) магистральных тягачей производства европейских автозаводов. Поскольку перевозки смещаются в Сибирь и на Дальний Восток, то хотелось бы, чтобы «Роснефть» как крупнейший поставщик дизельного топлива в этом регионе проводила более лояльную к перевозчикам тарифную политику. И, конечно, очень важно, чтобы как можно быстрее продолжилось снижение ключевой ставки ЦБ. Это сделает кредиты доступными и оживит экономику. А значит, у транспортных компаний станет больше заказов на перевозки.