«Говорить о взрывном росте безработицы не стоит — скорее всего, части специалистов придется учиться, искать новые смежные специализации, менять регион проживания».
Руководитель департамента аналитики Зарплаты.ру Юрий Михеев
Первая реакция работодателей на любой кризис — остановка найма. Неопределенность, неуверенность в завтрашнем дне приводят к снижению важности поиска сотрудников. Если до конца февраля мы наблюдали практически во всех регионах высокую конкуренцию за кадры, то с середины марта количество вакансий начало сокращаться, а количество новых резюме, наоборот, расти. Но это не массовые увольнения, а скорее меры кост-сейвинга со стороны компаний: при сохранении численности кадров сокращается рабочий день, или сотрудников переводят на неполную занятость, снижаются бонусы.
Например, из современных трендов на рынке труда отмечается рост доли вакансий с неполной занятостью и увеличение числа самозанятых. Работодатели стремятся нанимать персонал только на конкретные и критичные в данный момент задачи. Развитие этого тренда было ожидаемым: работодатели в такие периоды стремятся сохранять численность персонала, при этом оптимизируют свои расходы. Если говорить о примерах, то в начале этого года и весь минувший наблюдался острый спрос на рабочий персонал, и работодатели уже практиковали модель неполного найма: использовали аутстаффинг, приглашали работников на неполный день в период максимального спроса. Например, так в ретейле привлекается дополнительный персонал в пиковые периоды.
При этом большинство западных компаний, объявивших о своем уходе, фактически заняло выжидательную позицию: остановили наем, перевели сотрудников в режим простоя (выплачивают две трети заработной платы) либо в оплачиваемые отпуска. Изначально компании заявляли о внедрении этой практики на три месяца, и в ближайшее время они как раз истекут. Кто-то, как IKEA, продлит оплату труда сотрудников еще на какое-то время в попытках дождаться разрешения ситуации, но большая часть компаний, вероятно, объявит о полном уходе. И не факт, что при продаже своих активов в России предпримут попытки сохранить сотрудников, как, например, это сделал «Макдоналдс». В любом случае продажа или передача активов новым владельцам неминуемо повлияет на объемы производства и, как следствие, занятость.
Можно предположить, что если ситуация не разрешится, то процесс смены собственников в связи с уходом брендов начнется в июне-июле. В первую очередь это скажется на рынке труда «белых воротничков»: существенная доля сотрудников этих предприятий завязана на работу с иностранными регуляторами, биржами, площадками размещения рекламы, аудиторами и с другим. Сейчас мы видим, что снижение вакансий «белых воротничков» идет более быстрыми темпами — на 15-30% в зависимости от региона, чем для рабочих специальностей. При этом рост числа новых резюме среди офисных специалистов отстает от аналогичного показателя для рабочих специальностей. Многие работодатели отмечают, что текучка кадров среди «белых воротничков» заметно снизилась — сотрудники держатся за свои места.
Если текущая ситуация с санкциями сохранится, то в среднесрочной перспективе рынок будет лучше выглядеть для рабочих специальностей. Во-первых, сложности с приобретением запчастей и лицензированным ремонтом потребуют привлечения квалифицированных работников для ремонтных работ. А снижение уровня автоматизации и рост издержек обслуживания части оборудования повлекут необходимость привлечения сотрудников для ручной работы. Для «белых воротничков» ситуация будет несколько сложнее, но говорить о взрывном росте безработицы не стоит — скорее всего, части специалистов придется учиться, искать новые смежные специализации, менять регион проживания. Например, вряд ли в ближайшее время будут востребованы специалисты, занимающиеся IPO, но возрастет спрос на экспертов в области M&A, реструктуризации бизнесов, банкротств. Изменения такого рода видно уже сейчас: растет число вакансий со знанием китайского языка.
В любом случае в долгосрочной перспективе последует рост спроса на инженеров, технологов, IT-специалистов, продакт-менеджеров. Тем не менее, динамика изменения спроса на специалистов будет разнонаправленной в зависимости от конкретных отраслей и региона.