Меню

Из IT-специалиста — в партнеры по бизнесу. Риски и возможности

«Непроработанные решения могут принести больше убытков, чем бездействие. При этом грамотно и своевременно введенные изменения могут стать драйвером кратного роста бизнеса».

Управляющий партнер «Аптайм» Дмитрий Шеломенцев

На повестке — важный вопрос: как найти и не потерять высококвалифицированного ИТ-специалиста, если денег на премии нет? Особенно часто им задаются собственники, в чьем бизнесе IT-подразделение — ключевой фактор успеха. Задача осложняется тем, что в этом сегменте рынка труда российские компании конкурируют с зарубежными. Поэтому в последние годы владельцы компаний переводят руководителя ИТ-подразделения из статуса наемного работника в партнеры по бизнесу.

Какие решения существуют? Чаще всего собственник идет через составление партнерского соглашения, если руководитель компании ставит перед собой цель удержать ценного сотрудника и/или мотивировать его на передостижение. Есть и другие мотивы. Например, снижение психологического напряжения при принятии решений: партнерство предполагает разделение не только выгоды и власти, но и рисков. Бывают случаи, когда в специфике работы подразделения собственник не разбирается, несмотря на то, что оно занимает весомую долю в цепочке создания стоимости. В таком случае специфичные решения в сфере IT принимает руководитель отдела. Чтобы такой руководитель взял полную ответственность за свои действия, его выводят на уровень партнеров.

Партнерство — не единственный способ решения задачи долгосрочной мотивации сотрудников. Грамотная система стимулирования, составленная с учетом стратегии, с поправкой на рынок, справится с задачей не хуже. Опционы для сотрудников также отвечают потребностям задачи: их держатели знают, что от качества работы непосредственно зависит вознаграждение. Особенность партнерских соглашений состоит в том, что новый партнер берет на себя полную ответственность за определенную часть бизнеса: производство, маркетинг или ИТ. Следовательно, важно оценить не только профессиональные навыки кандидата, но и личностные: надежность, лояльность.

Каковы особенности такой модели партнерства? Опыт показывает, что партнерское соглашение должно быть максимально четким и описывать разные варианты развития событий. Во-первых, необходимо описать зону ответственности каждого из партнеров. Во-вторых — ответственность в случае невыполнения своих обязательств. В-третьих — условия изменения договора (бывают случаи, когда один из партнеров решил уменьшить степень своей включенности в бизнес, или компания перешла на новый этап жизненного цикла, и нужны новые методы взаимодействия). В-четвертых, если партнер решит выйти из бизнеса — что случится с его долей? Соглашение может содержать ответы на другие вопросы: наследование доли, способы решения акционерных конфликтов, порядок получения доли (рекомендуем давать долю только по достижению результатов).  

В партнерстве с ИТ-специалистом есть и специфические риски:

  1. Зачастую ИТ-специалист хорош в проектном управлении, в то время как системное видение бизнеса и навыки стратегического управления «проваливаются».
  2. ИТ-специалист может работать со своей личной командой. С его уходом компания потеряет не одного, а группу специалистов.
  3. Опыт нашей компании не догма, но показывает, что успешные в проектах ИТ-специалисты склонны завышать оценку своего вклада в развитие компании. И как следствие — настаивают на наиболее выгодных для себя условиях партнерства. Если риск реализуется, то перед собственником встает дополнительная задача: донести до потенциального партнера реальную ситуацию в бизнесе.

Тема партнерства в каком-то роде исключительна: непроработанные решения могут принести больше убытков, чем бездействие. При этом грамотно и своевременно введенные изменения могут стать драйвером кратного роста бизнеса.