Руководитель акселератора А:СТАРТ Алексей Голубев рассказал, почему Академпарк решил создавать в вузах отдельные акселераторы, кому и для чего это нужно, и к чему приведет.
Ссылаясь на данные исследования Аналитического центра НАФИ, представители Академпарка приводят статистику: среди россиян, готовых попробовать себя в предпринимательстве, 60% составляют молодые люди в возрасте 14-34 лет — в ответ на спрос появляется предложение. Несколько лет назад вузы не учили студентов вести свое дело в реальных условиях, теперь на базе высших учебных заведений появляются практико-ориентированные бизнес-программы.
Этому во многом поспособствовал конкурс среди университетов в рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства», который стартовал летом 2022 г. По итогам отбора осенью в вузах по всей России заработают программы студенческого предпринимательства. Всего на гранты Платформы НТИ будет реализован 151 акселератор.
За время существования нашего акселератора около половины участников приходили, будучи студентами, чаще лишь с идеями или желанием работать в стартапе. Казалось бы, новые меры правительства должны урезать нашу аудиторию: смысл студенту идти на акселератор в Академпарк, если вуз проводит собственный? Однако теперь мы можем сосредоточиться на работе со зрелыми проектами, которые имеют прототипы и уже начинают выходить на рынок. Соответственно, в нашей программе команды будут сконцентрированы уже на масштабировании и привлечении инвестиций. Участники с бизнес-идеями и проектами ранних стадий будут прокачиваться в студенческих акселераторах, и уже потом приходить в Академпарк с пониманием, что такое стартап, и базовыми предпринимательскими компетенциями. Это не значит, что мы ждем, когда студенческие акселераторы подготовят и приведут к нам ребят за ручку. Нет. Имея опыт создания акселераторов и пул экспертов-практиков, мы готовы помогать и уже помогаем вузам собирать и проводить программы студенческих акселераторов, выступая партнерами, — рассказал программный директор акселератора А:СТАРТ и руководитель бизнес-инкубатора Академпарка Алексей Голубев.
В декабре 2021 г. команда бизнес-инкубатора Академпарка провела серию мероприятий в Новосибирском государственном университете и положила начало основанию стартап-студии. За год через студию прошло более 500 студентов, сформировано порядка 25 стартап-команд, которые еженедельно работают с трекерами и получают менторскую поддержку от успешных технологических предпринимателей. Для студентов выделен коворкинг прямо в вузе, где они встречаются с командами и единомышленниками, генерируют идеи и тестируют гипотезы.
Помимо упаковки проекта и тестирования гипотез, команда бизнес-инкубатора популяризирует меры поддержки государства. Одна из них — программа Фонда содействия инновациям «Студенческий стартап». Специалисты Академпарка помогли студентам заполнить заявки на грант и отработать питчи проектов для выступления перед экспертным жюри — 19 проектов из 27 получили гранты по 1 000 000 руб.
Поработав в стартап-студии НГУ и получив гранты, 13 студенческих команд с базовыми навыками и первыми деньгами пришли в бизнес-инкубатор. То есть они прошли полный цикл нашей воронки: стартап-подготовка в вузе, получение гранта, акселератор Академпарка и резидентство в бизнес-инкубаторе. Команды работают над технологиями в области геофизики, медицины, рыбного хозяйства, деревообрабатывающей промышленности, экологии и других. За три года в инкубаторе они должны масштабироваться и привлечь инвестиции. Наша задача — помочь им в этом, — рассказал Алексей Голубев.
В Новосибирском государственном аграрном университете инициативная группа преподавателей приняла участие в конкурсе федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» и получила грант на создание акселератора при вузе. Вместе с НГАУ свои акселераторы будут создавать еще три новосибирских вуза-победителя: НГУЭУ, НГТУ и НГУ.
Мы опробовали множество разных форматов: мастер-майнды, питч-сессии и анти-питчи, экспертные карусели, мастер-классы и воркшопы, игровые методики и стартап-линчи. Все это находит огромный отклик у аудитории, а особенно у студентов, которые скучают на обычных лекциях. Имея мощное комьюнити стартаперов и представителей институтов развития, мы и предложили форматы работы со студентами, и оказали методологическую поддержку при наполнении акселерационной программы вуза, — отметил Голубев.
Команда бизнес-инкубатора Академпарка планирует и дальше выстраивать сотрудничество с вузами, расширяя географию на городском, региональном и федеральном уровнях. Работа над запуском студенческих акселераторов предполагает точечный индивидуальный подход. Этому способствует в том числе широкий охват технологических направлений Академпарка. Резиденты развивают инновационные стартапы и соответственно компетенции в таких областях, как IT, «Приборостроение и инжиниринг», «Биотехнологии и медицина» и «Нанотехнологии и новые материалы». Наработанная методология в собственном акселераторе позволяет адаптировать программу под студентов и применять разные форматы работы.
Сейчас акселераторы интегрируют их с учебой и ресурсной базой — так у студентов появляется возможность не только получить профильное образование, но и повысить бизнес-компетенции, финансовую грамотность, что усилит их конкурентоспособность на рынке труда. Однако вопрос о встраивании предпринимательской деятельности в образовательный процесс еще требует проработки.
Сама идея стартапов заключается в проработке социально важных тем и создании востребованных на рынке решений. Так, развитие акселераторов способствует достижению технологического суверенитета, ведь на выходе будут получаться полностью отечественные продукты на замену зарубежным, — заключил Алексей Голубев.