Меню

Господдержка бизнеса в России: риски и их последствия

«Прямая финансовая поддержка предприятия таит в себе ряд рисков, которые обязательно нужно учитывать, принимая решение о подаче заявки на получение господдержки и исполняя обязательства после».

Кандидат юридических наук, доцент кафедры административного, финансового и корпоративного права Новосибирского государственного университета экономики и управления Сергей Кустов

Государство поддерживает бизнес. Это утверждение все чаще звучит на разных совещаниях, фиксируется и расшифровывается в программных актах, обеспечивается нормами права. Действительно, юридические лица и индивидуальные предприниматели имеют возможность получить финансовую поддержку, грант или субсидию, предназначенные для создания или развития бизнеса. В особенности эти меры касаются субъектов малого и среднего предпринимательства. Деньги, получаемые таким образом от государства, могут быть сравнительно небольшими, — например, позволяющими приобрести трактор для сельскохозяйственного предприятия — а могут составлять относительно внушительную сумму. Независимо от величин прямая финансовая поддержка предприятия таит в себе ряд рисков, которые обязательно нужно учитывать, принимая решение о подаче заявки на получение государственной поддержки, а также исполняя обязательства уже после ее удовлетворения.

Во-первых, не следует забывать о целевом назначении полученных средств, которые выдаются не вообще на развитие, а под действия, определенные в соглашении о получении субсидии/гранта. Причем несоблюдение требования может привести и к уголовной ответственности. Так, предприниматель получил грант (около миллиона рублей), потратил его на свои нужды, пояснив в суде, что не планировал исполнять условия соглашения, поскольку не знал об уголовной ответственности, полагал, что единственным последствием будет иск о возврате суммы гранта. Результатом такого «заблуждения» стало наказание в три года условно[1]. В другом деле предприниматель потратил средства на поддержание своего бизнеса, но с нарушением цели, что также стало основанием для привлечения к уголовной ответственности[2].

Во-вторых, неисполнение условий соглашения о предоставлении субсидии/гранта может привести к возврату этих средств или их части, даже если они уже потрачены. Так, встречаются ситуации, при которых предприниматели приобретают не ту технику (иные вещи), которая изначально заявлялась, а аналогичную, отличающуюся маркой, может быть, некоторыми функциями. Причем такая ситуация может произойти в связи с увеличением цены товара в сравнении с периодом, когда выдавались средства, отсутствием нужного товара на рынке и прочими обстоятельствами, которые предприниматель не мог предвидеть.

Важно понимать, что сами по себе такие обстоятельства не являются извинительными основаниями для предпринимателя, он как сторона соглашения с органом власти, предоставившим поддержку, обязан действовать добросовестно. Об изменившихся условиях нужно своевременно сообщать контрагенту (то есть органу власти), предложить скорректировать условия соглашения. К примеру, глава крестьянского (фермерского) хозяйства приобрел на полученные средства гранта трактор иной модели, чем это предусматривалось в соглашении, затем продал его, хотя обязан был эксплуатировать в течение пяти лет, снял с учета свое хозяйство, а затем зарегистрировал заново[3]. Решающим фактом для суда стали не столько отклонения от условий соглашения, сколько недобросовестность нарушителя, который подавал в Минсельхоз недостоверную отчетность, не сообщил о «перерегистрации» хозяйства, чем злоупотребил своими правами, подтвердил умышленные нарушения условий соглашения. В итоге ему пришлось вернуть полученные государственные средства.

Итог относительно прост, но важен для любого получателя государственных средств:

1) внимательно изучить условия их предоставления;

2) тщательно проанализировать особенности исполнения соглашения об их предоставлении и следовать его пунктам;

3) при возникновении любых сомнений сообщать об этом в заинтересованный орган власти (контрагенту по соглашению): как минимум это поможет избежать более обременительных для предпринимателя последствий.


[1] Приговор Горно-Алтайского городского суда по делу № 1-267/2021 от 01.12.2022

[2] Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РА п делу № 22-103/2021 от 04.03.2021.

[3] Решение Арбитражного суда Республики Алтай по делу № А02-2064/2021 от 16.05.2022 // ГАС «Мой Арбитр»