Кандидат медицинских наук, доцент кафедры маркетинга, рекламы и связей с общественностью НГУЭУ Людмила Безродная — об особенностях цифровой культуры в бизнесе.
— Цифровизация в современном мире охватила почти все сферы жизни. Теперь человек практически всегда на связи. Деловые коммуникации также вышли за рамки корпоративной почты и рабочего времени: сегодня всю необходимую информацию нужно дублировать и в мессенджер, а также учитывать готовность сотрудников осваивать и использовать новые цифровые технологии при выполнении рабочих задач. В связи с этим появляется понятие «цифровая культура бизнеса». Нужен алгоритм — как эффективно взаимодействовать, сохраняя те самые культурные границы.
Феномен цифровой культуры не нов: впервые понятие digital culture использовал философ Чарли Гир в 2002 г. Становление и развитие цифровой культуры в общественном дискурсе связывают с уровнем развития цифровых технологий и технологической конвергенцией.
Цифровизация — это объемный проект, захватывающий все больше сфер: культуру, науку, экономику, политику, образование, бизнес. Цифровая трансформация предусматривает использование цифровых технологий при планировании, разработке, реализации и обслуживании бизнес-процессов с целью увеличения эффективности деятельности организаций в условиях их адаптации к меняющимся условиям конкурентной среды.
Цифровая трансформация предполагает не только технологическое обеспечение разных направлений деятельности как самой компании, так и взаимодействия компании с контрагентами, он и предусматривает использование сквозных технологий и инновационных инструментов сбора, передачи, хранения информации, анализа данных и принятия решений. Традиционно цифровая трансформация рассматривается через призму технологических изменений, практически не принимая во внимание человеческий фактор, не учитывая того, что за технологическими внедрениями должно следовать изменение культуры бизнеса.
Динамика цифровой культуры бизнеса следует за изменением стратегии технологического развития компании. Основной целью здесь можно считать приведение знаний, умений и навыков персонала организации в соответствие уровню развития используемых технологических новшеств. Совершенно логично то, что необходимо обучить сотрудников работать на новом оборудовании, использовать для бизнес-процессов цифровые данные и технологии.
Цифровая трансформация — это вызов бизнесу. Но здесь руководитель сталкивается еще с одним из вызовов, описанным как «цифровой разрыв». Чаще всего он означает разную степень готовности сотрудников осваивать и использовать новые цифровые технологии при выполнении должностных обязанностей. Так, например, описана разница поколений в отношении к цифровым технологиям поколения Digital Natives, «цифровых аборигенов» (поколения, выросшего в мире современных цифровых технологий) и Digital Immigrants, «цифровых иммигрантов», родившихся до начала цифровой эпохи. Поколенческий разрыв вероятнее всего будет усугубляться и коммуникационными барьерами, поскольку цифровые привычки приобретаются в процессе социализации личности, ее культурного становления, и привносятся в организацию извне. Таким образом, цифровая культура отдельного сотрудника, разделяемая другими членами коллектива, становится частью корпоративной культуры организации.
Какие рекомендации можно дать руководителю, задумавшемуся о развитии цифровой культуры организации?
- Корпоративная культура — это формализованная система ценностей, норм и правил, разделяемая всеми членами коллектива, а цифровая культура — это часть корпоративной культуры, следовательно, процесс формирования цифровой культуры бизнеса должен быть управляемым. Необходимо разработать алгоритмы — способы, которыми сотрудники могут общаться друг с другом и т. д. Это поможет ликвидировать коммуникационные барьеры, сделает коммуникационные потоки управляемыми, минимизирует риски невыполнения рабочих заданий из-за отсутствия информации. Важно предусмотреть наиболее предпочтительный канал распространения информации, сделать его официальным (например, корпоративная почта) и обязательно дублировать информацию по второму каналу (например, в мессенджере). Главное — чтобы коммуникационные каналы были доступны всем сотрудникам организации.
- Формировать у сотрудников организации digital-компетенции. Например, предусмотреть обучающие вебинары по использованию современных коммуникационных технологий и площадок. Проведя вебинар единожды и сделав запись, можно ее использовать для обучения и актуализации знаний.
- Разработать правила цифрового этикета в компании и распространить их на всех сотрудников компании. Digital-этикет — это своего рода культура поведения в интернет-сообществах, ее придерживаются их участники. Впервые правила поведения в сети сформулировала Вирджиния Ши в книге «Нетикет». Книга вышла в 1994 г. в Сан-Франциско и содержит 10 заповедей о том, как вести себя в киберпространстве. Это правила поведения в цифровой среде, которые одобряются обществом. Этикет работает тогда, когда у нас нет других договоренностей с собеседником. Весь церемониал нужен тогда, когда человек попадает в ситуацию, где еще нет других договоренностей о нормах поведения. Для компании «Нетикет» станет сводом правил (возможностей и ограничений) звонков и деловой переписки в мессенджерах с коллегами и партнерами в нерабочее (и рабочее) время.