Меню

Иностранные перевозчики заберут грузы российских компаний?

Иллюстрация: https://unsplash.com

Госдума приняла закон о регулировании каботажных автоперевозок. Разрешение каботажа может привести к демпингу на российском рынке и оттоку грузовой базы к иностранным компаниям, считают логисты.

Федеральный закон от 29.12.2022 N 627-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» и статью 3.1 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» принят в третьем чтении и вступит в силу с 1 марта 2025 г.

Документ опубликован на портале нормативно-правовых актов. Он разрешает транспортным компаниям ЕАЭС выполнять доставку грузов по территории стран-партнеров. Но иностранные и российские перевозчики сейчас находятся в неравнозначных условиях с точки зрения приобретения и обслуживания техники, уровня оплаты труда, стоимости топлива. Поэтому разрешение каботажа может привести к демпингу на российском рынке и оттоку грузовой базы к иностранным компаниям, считают участники рынка.

Из-за снижения доходов российские перевозчики не смогут пополнять автопарк. И в перспективе трех-пяти лет Россия столкнется с нехваткой транспортных средств для доставки грузов, убеждены члены комитета по транспортной логистике «Деловой России». 

С 2020 г. иностранное транспортное средство единовременно может выполнять одну перевозку грузов в пределах девяти регионов России на обратном пути следования из любого зарубежного государства. В остальных случаях каботажные перевозки запрещены. 

Согласно принятому законопроекту, с 2025 г. планируется разрешить до трех последовательных каботажных перевозок на одном иностранном ТС, зарегистрированном в ЕАЭС. Перевозки можно будет выполнять между пунктами, расположенными на территории РФ. Доставка разрешается при попутном направлении к месту следующей загрузки или возвращении транспортного средства в государство, где оно зарегистрировано.

Это приведет к развитию недобросовестной конкуренции в отрасли, считает руководитель комитета по транспортной логистике «Деловой России», заместитель директора ПЭК Вадим Филатов. 

В большинстве стран ЕАЭС стоимость топлива, приобретения и обслуживания техники, ФОТ персонала ниже, чем в России. По состоянию на декабрь, стоимость дизельного топлива в Казахстане составляет 37,9 руб./л (250 тенге), в России — 57,4 руб./л, привел пример член комитета по транспортной логистике «Деловой России», генеральный директор ИТЕКО Дмитрий Калашников. Средняя заработная плата водителя грузовика в Киргизии по итогам 2022 г. составила 17 744 руб. в месяц (21 746 с), в России —  81 641 руб. 

В этом году условия российских компаний стали еще менее конкурентными — себестоимость перевозки увеличилась на 16%, цены на запчасти — на 20-50%. Стоимость грузовиков выросла на 20-40% год к году, доступна только новая техника китайских и российских производителей. Перевозчики ЕАЭС смогут работать по ставкам, которые для российских — губительны.

Это приведет к ценовому демпингу на рынке, и отечественные компании потеряют часть грузовой базы, — подчеркнул Вадим Филатов. 

Необходимо выровнять условия для всех участников соглашения перед тем, как разрешить каботажные перевозки, добавил Дмитрий Калашников. 

Если ценовой демпинг будет развиваться, снижение дохода отечественных перевозчиков в 2025 г. придет к тому, что компании не смогут пополнять автопарк, средний возраст которого уже составляет 20,4 года, по данным Национального агентства промышленной информации. 

Важно избежать убытков, считает участник расширенного заседания комитета по транспортной логистике «Деловой России», директор «Транзит-С» Александр Николенко. Эксперт вспомнил российский опыт введения перецепки для грузовиков, зарегистрированных в Евросоюзе: из-за того, что ответную меру ввели только 1 октября, условия оказались неравнозначными — Европейские транспортные компании могли доставлять грузы до конечного получателя в России, в то время как сотни отечественных грузовиков простаивали.

В итоге за апрель-сентябрь российские перевозчики потеряли грузовую базу и понесли убытки в размере 22 млрд руб., по оценкам АСМАП.