Споры против собственников или против бизнеса?
Рассуждения о том, хорошо или плохо находиться в корпоративном конфликте, бессмысленны. Конфликты были, есть и будут даже в том случае, если собственники постарались оформить все свои договоренности. Поэтому специфика работы привлеченных специалистов «в конфликте» должна иметь не последнее значение для собственников. Опираясь на большой объем личной и обобщенной практики, попробуем разобраться в том, какая цель ставится в самом начале «противостояния» собственников и нанятых ими профессиональных команд юристов, а какие в итоге цели чаще всего достигаются. Самая распространенная причина для начала конфликта — закрытость информации о текущем состоянии бизнеса и его финансовых потоков от собственника, на второе место мы бы поставили ощущение «несправедливости» от распределения объема вовлеченности в процесс (моральной, физической, интеллектуальной, материальной) и конечной выгоды на выходе (дивиденды), и на третье — утрату интереса к действующему бизнесу, которая не компенсируется при расставании с бизнес-партнерами. Активно подается на рынок информация о том, что действующие с 2015 г. корпоративные новеллы серьезно изменили правовые инструменты для закрепления согласованных правил поведения собственников бизнеса. По факту, по истечении 7 лет применения корпоративных инструментов, большинство собственников не только не владеет знаниями о них, но и не уточняет у своих корпоративных советников, что из этого является подходящим для их бизнес-модели и как это можно практически применить. Не исключено, что причина в том числе и в профессиональном подходе самих консультантов, ведь недостаточно быть осведомленным юристом — современные реалии требуют глубокого погружения в отрасль корпоративного права, и в идеале — за чашкой чая рассказывать доверителю о практической пользе корпоративных инструментов непосредственно в отношении его бизнеса. Немаловажная составляющая — наличие опыта реализации таких инструментов, со всеми их плюсами и «подводными» камнями. Именно в таком формате взаимодействия рождаются варианты «внеконфликтного» разрешения ситуаций, условия, при которых консультант не просто отвечает на вопросы, уже сформированные собственником из сложившейся ситуации, а формирует у последнего многовариантный взгляд на ситуацию. Это всегда эффективнее и объясняется очень просто. Допустим, «желание клиента — закон», и консультант начинает формировать алгоритм защиты прав участника хозяйствующего субъекта. Однажды мы уже говорили, что при наличии активов в компании самая оптимальная организационно-правовая форма — это акционерное общество. Наличие споров между акционерами мало касается непосредственно актива, так как такие способы конфликта, как выход из общества, исключение из общества, требование выделения доли в натуре или обязание общества выкупить доли — малоэффективны или невозможны. Пример тому — принудительное исключение участника из общества. Сформируйте и сравните последствия иска об исключении акционера из АО и иска об исключении участника из общества с ограниченной ответственностью. В первом случае сложность возникнет уже при ответе на вопрос, кто оплатит стоимость акций исключаемого, так как само акционерное общество этого не делает, а в публичном сделать это в принципе невозможно, во втором — сразу можно подсчитать, сколько общество потеряет активов и сколько при этом потеряет «в рублях».
Еще один из популярных «способов защиты» прав учредителя-миноритария — привлечение к «разборкам» регулятора (Банка России) в виде обращений по факту нарушения прав акционеров (КоАП содержит довольно широкий перечень применяемых норм), ну и набирающая популярность практика привлечения к ответственности ООО за нарушение порядка созыва и проведения собраний участников. Обществу минус в виде полумиллионных штрафов, а конечная цель в виде урегулирования конфликта и сохранения работающего актива по-прежнему далека. Или предъявление требований к ЕИО, являющемуся одним из участников или подконтрольным участнику лицом. Инструмент «мощный», но мало кто знает, что как только такие требования удовлетворены, налоговый орган вправе (и, как правило, не упускает такой возможности) доначислить налог на всю сумму, подлежащую удовлетворению, что, опять же, к достижению цели не факт, что приблизит, а вот финансовой составляющей опять минус. Действия не просто консультанта, а «защитника бизнеса» даже в стадии— будут способствовать увеличению его инвестиционной привлекательности.
Зачастую именно из корпоративных конфликтов рождается хороший долгосрочный тандем корпоративного юриста и собственников, в котором последний выступает именно «защитником бизнеса», а не просто практикующим корпоративным юристом, выполняющим поручения доверителя.
Однако собственникам перед тем, как начинать корпоративный конфликт, стоит озадачиться единственным вопросом — не получат ли они на выходе из конфликта разрушенный бизнес и уничтоженные активы.
Юридическая фирма «Бизнес и право», http://businessandlaw.ru/, https://t.me/business_L_Int , +7 913 852 4904