Меню

«Учителя выражали обеспокоенность моей предприимчивостью». Антон Мор — о первых деньгах

Автор фото: Егор Тиммерман. Иллюстрация: nsk.dk.ru

Генеральный директор ООО «Сибирское стекло» заработал первые деньги в школьные годы, организовав собственный бизнес.

— Мое бесстрашное детство пришлось на 90-е: тогда люди хватались за любую возможность заработать. Я всегда что-то придумывал. Сначала продавал одноклассникам жвачки и импортные шоколадки — приобретал их оптом у каких-то энергичных парней, которые толклись рядом с «Детским миром» на Вокзальной магистрали. Не знаю, почему, но после пары месяцев «сотрудничества» они стали отдавать мне товар на реализацию. А потом я — тринадцатилетний — решил организовать лотерею в своей 137 школе. Это казалось безумно интересным и не менее выгодным, поскольку новая инициатива также не предполагала вложений. Сейчас не вспомню, как набрел на такую идею, но загорелся ею.

Учился я тогда во вторую смену и каждое утро рисовал дома лотерейные билеты, стоили они по тем деньгам демократично — от ста до трехсот рублей (рубль к 1993 г. обесценился — прим ред.). Если триста, то формировал большой призовой фонд и, кроме обычных, на кону стоял еще и суперприз. Об условиях рассказывал заранее, то есть ребята о них знали. Розыгрыши проводились на большой перемене: я раскладывал лотерейки на парте, участники выбирали, разворачивали, и кому повезло — радовались, ну а если нет — расстраивались, конечно. Но никто не разочаровывался, так как каждый имел реальный шанс поймать удачу в следующий раз. Вокруг меня собиралась школьники, следившие чтобы все было без обмана — например, когда нет ни одного выигрышного билета. Да мне бы это и в голову не пришло. И потому лотерея раскрутилась, обрела популярность, за билетиками стояли в очереди, даже из соседней 9 школы прибегали за ними. Для изготовления пришлось подтянуть партнера из числа друзей — сам не успевал.   

Не скажу, что слишком разбогател, но прибыль наша затея, по детским меркам, приносила неплохую. Покупал подарки родителям, младшему брату, обеспечивал карманные расходы, тратил на игрушки: взял арбалет, черепашек-ниндзя, тетрис (кстати, классная штука — развивает скорость реакции).   

Через полгода «бизнес» прикрыли. Учителя выражали обеспокоенность моей предприимчивостью, тем более использованные лотерейки валялись в школьных коридорах, а на наведение порядка наших оргресурсов, увы, не хватало.

А еще я мыл машины — собрал пацанов, и мы с ведрами и тряпками надраивали капоты иномарок и на стоянке, и прямо во дворе — выручку делили поровну.

Наверное, именно в работе у ребенка начинают «прорастать» качества взрослого человека. В то время я научился уважать и ценить труд. Любой. Свой и чужой, физический и умственный, требующий изобретательности и умения договариваться. Труд, который приносит доход, опыт и пользу.

первые деньги