Меню

Взлет на падении: как транспортному бизнесу вырасти в период изменений

Кирилл Биктимеров Руководитель направления автоматизации транспортной логистики и автобизнеса компания Первый Бит г .Новосибирск. Иллюстрация: Первый Бит

Разворот на восток предоставил широкие возможности для развития существую-щих компаний, а также открытия новых предприятий в освободившихся после ухода за-падных игроков нишах.

Вместе с тем обнажился ряд проблем, одной из которых является устаревшая система управления бизнесом, не позволяющая эффективно справляться с грузопотоком.

Многие компании по-прежнему ведут учет по старинке: на бумаге или, как максимум, в Excel. Такой подход не позволяет расти, развиваться, увеличивать и качественно обрабатывать поступающие заявки и запросы от клиентов. При расширении цепочек товаропотоков действовать в старой парадигме уже не получается. Здесь – два пути: либо автоматизировать бизнес-процессы и становиться сильнее, либо уступить более конкурентоспособным участникам рынка.

Из основных проблем в процессах и учете многих компаний можно выделить следующие:

  1. Долгая обработка заказов от клиентов. Пожалуй, первая и основная «головная боль». Принять заказ, рассчитать, а также своевременно подготовить документы становится настоящим испытанием как для новых сотрудников, так и для бывалых. С учетом роста заявок становится сложнее контролировать своевременность подготовки всей необходимой документации, а также нельзя исключить вероятность появления ошибок ввиду человеческого фактора.
  2.  Отслеживание статусов перевозки.  Для обеспечения качественного сервиса принятые заявки нужно отслеживать. При отсутствии инструментов отслеживания теряется возможность вести контроль над процессами и, как следствие, над бизнесом, в целом.
  3. Ведение взаиморасчетов с клиентами и поставщиками в рамках одного окна.  Не всегда самая очевидная проблема, но зачастую наносящая максимальный финансовый ущерб. Для компаний важно видеть не просто взаиморасчеты, а получать детализацию взаиморасчетов в разрезе сделок, перевозок, контрагентов и договоров. Решение этого вопроса делает бизнес для собственника более прозрачным, а потому позволяет вовремя принимать управленческие решения: отказ от работы с неблагонадежными клиентами или по финансово неперспективным направлениям.
  4. Мультивалютный учет. Заказчик платит нам в рублях, а далее начинается самое интересное: с одним перевозчиком мы расплатились в рублях, с другим в юанях, с третьим в евро. В условиях, когда курс меняется ежечасно – это становится проблемой.

На самом деле, список куда шире, однако, те или иные факторы разнятся в зависимости от размера и зрелости компании. Тем не менее, я выделил четыре основных, которые встречаются у каждой второй компании, занимающейся транспортно-экспедиторскими услугами.

Более того, сейчас активно начинает развиваться инфраструктура морских и речных терминалов. А это новые перекладные, это новые звенья в процессах. Если сравнивать с Балтийским бассейном, где грузопоток в третьем квартале снизился почти на 20%, дальневосточные порты в третьем квартале 2022 года нам показали рост на 110%.

Все чаще стали поступать обращения даже не от транспортных компаний, а непосредственно от самих терминалов как речных, так и морских. Боль одна и та же – минимизация ручной работы, оперативный учет, сокращение скорости обработки заявок, а также желание привести в порядок свою так называемую внутреннюю «кухню». Ну и, конечно же, главный запрос «мы хотим начать считать свои деньги» стал как никогда актуален.

В целом транспортно-логистическая сфера переживает сейчас период преображения, а переход на современные системы учета и управления бизнесом без преувеличения стал главным условием роста.

Вывод можно сделать однозначным: технологический прогресс в транспортно-логистической отрасли не только не стоит на месте, но и активно развивается, предоставляя новые возможности для повышения эффективности и улучшения качества услуг. Те, кто опережает время и инвестирует в современные системы управления, получают явное преимущество на рынке. И тенденции показывают, что это только начало.

Однако, следует учитывать, что успешное внедрение современных систем управления и автоматизации в транспортно-логистической сфере требует глубоких знаний и опыта в данной области. Поэтому, чтобы получить максимальную выгоду от использования новых технологий, компании должны обращаться к экспертам в отрасли автоматизации сферы, которые помогут разработать оптимальные решения и провести качественную имплементацию систем. Такой подход позволит значительно ускорить процессы и повысить качество услуг, что в конечном итоге приведет к увеличению прибыли и укреплению конкурентных позиций на рынке.