Ученые ФИЦ «Институт катализа СО РАН» создают эффективные катализаторы окисления метана. Об этом рассказали в пресс-службе самого института.
Как сообщили в пресс-службе, ученые института при поддержке Российского научного фонда работают над повышением эффективности катализаторов на основе перовскитов — кристаллических структур с высокой кислородной подвижностью. Эти катализаторы применяются в топливных химических элементах, а также перспективны для окисления парникового газа метана.
Перовскит — соединение с кристаллической решеткой, близкой к кубической, в которую можно встроить до 90% известных химических элементов. За счет своей структуры перовскиты высокоустойчивы и демонстрируют широкий спектр химико-физических свойств.
Метан в составе попутных нефтяных газов обычно сжигается на месторождениях, объяснили ученые. В результате горения без катализатора в атмосферу попадают вредные монооксид углерода и оксиды азота. Системы из перовскита позволили бы окислять метан до условно безопасного углекислого газа и воды.
В Институте катализа СО РАН создали ряд перовскитов на основе лантана с хорошими каталитическими свойствами в реакции полного окисления метана, и в ходе нового гранта РНФ исследуют, какими способами можно повысить их эффективность.
Цель нашего исследования — модифицировать перовскиты мягкими методами предобработки, например, прокаливанием в определенных средах, — рассказал автор исследования, ведущий научный сотрудник отдела исследования катализаторов ИК СО РАН, к.ф.-м.н. Евгений Герасимов.
По словам ученого, пока перовскитные катализаторы не используют на промышленном уровне, их тестируют в меньших масштабах. Коммерческие системы разложения метана есть, но они обычно состоят из катализаторов на основе драгметаллов. Перовскитные аналоги могут оказаться более выгодными за счет меньшей стоимости и большей термической стабильности.
Еще одна сфера применения перовскитов — твердооксидные топливные элементы, в которых они играют роль электродных материалов. Область рабочих температур таких элементов более 600°С, что позволяет использовать в качестве топлива не только водород, но и углеводороды, в частности метан. Как уточнил Герасимов, перед созданием прототипа такой топливной ячейки, нужно протестировать термостабильность и устойчивость перовскитов в агрессивных средах.