По данным АЕБ, в десятке популярных марок семь оказались китайскими, а продажи всех чайна-брендов в I квартале составили почти 66 тыс. авто — их доля подскочила до пока рекордных 42,5%.
Об этом рассказали эксперты «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие»), проанализировав результаты продаж марта и I квартала 2023 г.
Март в 2022 г. был первым полным месяцем прошлого года, когда российский авторитейл привыкал жить в условиях остановки бизнеса большинством иностранных марок. Но антирекордов продаж не было: дилеры смогли реализовать 54 тыс. новых авто, из которых китайских было около 3,5 тыс. или чуть больше 6%. Теперь российский авторитейл сам обратил пристальное внимание на производителей из Китая: в абсолютных цифрах, по данным аналитиков, каждая из ведущих китайских марок в марте 2023 г. продавала в среднем по 5-8 тыс. авто в месяц, а доля всех чайна-брендов на рынке по итогам I квартала составила 42,5%.
Большинство моделей китайских марок, поставляемых в Россию, пока едва ли можно отличать друг от друга по запоминающимся дизайнерским чертам кузова или сколько-нибудь выдающимся характеристикам, отметили эксперты. Однако многим брендам это не мешает увеличивать объемы продаж, умножать количество моделей и даже создавать из них новые марки.
Особенно среди них отличилась группа Chery: как отдельная марка она захватила лидерство по размерам бизнеса. За I квартал 2023 г. почти 200 дилеров Chery в России реализовали 18 927 автомобилей (+204% к прошлому году). Первый суббренд марки — Exeed — за тот же период увеличил продажи китайской группы на 5,6 тыс. машин (+142%). Но еще более впечатляющие результаты, как выяснили аналитики, — у Omоda: представленная изначально как одна из моделей Chery, в России она появилась как самостоятельный бренд, и всего один кроссовер С5 разошелся за три месяца тиражом в 5,6 тыс. экземпляров. Более того, он сразу нашел себе место в пятерке лидеров среди всех чайна-моделей. Еще один суббренд Chery — Jetour — вскоре также начнет продажи, а Kaiyi уже представил седан E5 (аналог Chery Arizo 7).
У бренда Haval, несмотря на наличие локального завода, продажи оказались чуть скромнее: за I квартал было реализовано 16,6 тыс. новых авто (+100%). Марка при этом не оставляет планов по скорому выводу на российский рынок новых машин. Пока родственные пикапы Great Wall выбрали 1 032 покупателя (+688%), а еще один недавно дебютировавший бренд группы GW — Tank — стартовал с продажами в России двух рамных вседорожников, которые успели найти 26 покупателей.
В Geely (12 673 а/м; +129%) также есть суббренды, но они пока известны исключительно по другим экспортным рынкам, отметили аналитики. Силами одной марки также ведут бизнес в России Changan (3 036 а/м, +138%), FAW (757 а/м; + 54%), DFM (158 а/м; -42%), GAC (51 машина; -67%) и Voyah (285 а/м). JAC, по данным авторитейлеров, продал более тысячи машин за I квартал. Кроме того, марка предпочитает зарабатывать в России, предоставляя разрешение на выпуск своей продукции под брендами КамАЗ, «Москвич» и «Соллерс».
Март и начало апреля, как отметили эксперты, ознаменовались тем, что на рынке чаще стали стартовать официальные продажи новых китайских марок, а также расширяется ассортимент уже существующих. Активнее других выступил завод «Автотор», который в краткие сроки смог наладить выпуск седанов марки Kaiyi, снабдить машинами первые семь московских салонов и запланировал реализовать до конца года 30 тыс. автомобилей. С началом апреля Калининград стал поставщиком для дилеров еще одной марки машин государственного концерна КНР — BAIC. До конца текущего года производитель пообещал сразу семь моделей кроссоверов и седанов.
Кроме этого, марка Jetour отчиталась, что продала первые пять франшиз дилерам и объявила о планах продаж в 15 тыс. авто до конца года. 11 дилеров и две модели вседорожников представила рынку новая марка Tank, а FAW запустила продажи двух новых моделей, которые должны помочь компании продать за год 6 тыс. машин, увеличив объемы таким образом почти в три раза.
В целом первый квартал неожиданно наглядно показал, что среди китайских брендов с большим отрывом от остальных ведет бизнес группа Chery. По итогам первых трех месяцев 2022 г., ее доля на рынке приблизилась к 20% в абсолютном зачете среди всех китайских автоконцернов и поднялась до 46% среди чайна-марок. Однако уже по итогам полугодия конкуренция ожидаемо заметно усилится. Группа Great Wall имеет все шансы к тому моменту нарастить долю с нынешних 11,5% до 13-14%. Для этого постепенно будет расширен модельный ряд Haval, увеличены продажи третьего бренда «Великой стены» — вседорожников Tank. Наверняка хорошо прибавит и Changan, который с начала текущего года вдвое расширил модельный ряд и не собирается на этом останавливаться. Кроме того, свое возьмут автомобили Kaiyi и BAIC. Постепенно размер всего китайского сегмента в течение ближайшего квартала может еще ближе подобраться к 45-50%, но доля каждой отдельно взятой марки едва ли будет превышать 8-10%, — прокомментировала руководитель «Открытие Авто» Марина Дембицкая.