По данным Картотеки арбитражных дел, за год количество зарегистрированных судебных дел с маркетплейсами превысило 1000, а некоторые юрфирмы перестроились на ведение исков против интернет-площадок.
При этом большинство решений (по разным оценкам — до 75%) выносятся в пользу истцов. Об этом сообщили аналитики школы селлеров «Меркатус». По их мнению, такая статистика может указывать на то, что изменения, вводимые площадками, нуждаются во всесторонней доработке до внесения в оферту: диалог с предпринимателями поможет собирать спорные вопросы и находить взвешенные решения, что значительно снизит количество судебных инцидентов с маркетплейсами.
«Меркатус» провел опрос, согласно которому 37,69% селлеров считают неделю достаточным сроком для ознакомления с предлагаемыми изменениями и подготовиться к их введению. Еще 26,21% респондентов ответили, что им хватит и трех дней. Всего в опросе поучаствовало более 1000 селлеров.
Ранее маркетплейсы составляли свод стандартов взаимодействия, в которых в том числе были прописаны сроки изменения оферты: площадка обязуется предупреждать продавцов об изменениях в договоре за две недели, что позволит им в случае несогласия с новыми условиями переориентироваться в выборе макетплейса либо сохранять предыдущие условия оферты, вплоть до реализации последней единицы товара, размещенного ранее. На практике не все маркетплейсы следуют этим правилам: без предупреждения могут быть повышены комиссии, изменены сроки приемки и хранения товаров, а также введены новые или ужесточены старые штрафные санкции.
Абсолютное большинство продавцов с пониманием относятся к изменениям условий работы маркетплейсов. Главное пожелание — это давать достаточное количество времени для адаптации к ним, поскольку некоторые меры застают селлеров, например, во время отгрузки очередной партии товара, что может значительно влиять на юнит-экономику и целесообразность продаж в целом, — сказал СЕО школы селлеров «Меркатус» Лео Шевченко.
Согласно исследованию Data Insight, общий оборот розничной интернет-торговли в России по итогам 2022 г. составил 5,7 трлн руб., основной рост обеспечили крупные универсальные маркетплейсы: во второй половине 2022 г. их доля достигла рекордных 74% в общем количестве заказов.
Школа селлеров «Меркатус» входит в ТОП-10 школ по версии РБК и GetСourse. СЕО школы Лео Шевченко — действующий селлер с оборотом на маркетплейсах более 30 млн. руб. в месяц, официальный амбассадор Ozon и партнер маркетплейсов Яндекс.Маркет и СберМегаМаркет. Школа Лео Шевченко вывела на маркетплейсы 5000+ селлеров с NPS от обучения 97%.