Что Россия может предложить странам ЕАЭС? Какие загвоздки мешают экспортерам бесшовно интегрироваться в зарубежные рынки, как открыть иностранное юрлицо и зачем?
Все эти вопросы новосибирские и российские экспортеры обсудили с коллегами, представителями власти, профессиональных сообществ и госструктур на V Международной конференции «Экспорт в страны ЕАЭС-2023. Потенциал межрегионального и приграничного сотрудничества».
Большая деловая программа была посвящена обмену опытом и «болями» между экспортерами.
Как российским компаниям, производящим качественный продукт, представить себя за рубежом, зарекомендовать свои товары и услуги и закрепиться на рынке? В этом им помогают программы «Российского экспортного центра» (РЭЦ), Центра поддержки экспорта Новосибирской области (ЦПЭ), Торгово-промышленных палат и других профессиональных сообществ.
Например, как рассказала директор центра экспертной поддержки АО «Российский экспортный центр» Милана Подшивалова, с помощью РЭЦ можно маркировать свои товары знаком «Сделано в России». Чтобы получить такое право, нужно пройти процедуру добровольной сертификации и подать заявление на участие в программе в РЭЦ, приложив документ от любого аккредитованного органа сертификации.
Наличие маркировки дает приоритет при участии в профильных мероприятиях, размещении продукции на международных выставках и электронных площадках, и даже поддержку в переговорах. РЭЦ также субсидирует доставку образцов до выставочных павильонов, которые работают в 6 странах (Китай, Вьетнам, ОАЭ, Египет, Турция, Саудовская Аравия).
Центр сейчас работает на обеспечение признания результатов российской сертификации за рубежом, приводит национальные стандарты в соответствие с международными.
Также РЭЦ запустил специальную платформу «Профессионалы экспорта», чтобы покрыть множество запросов, поступающих от бизнеса. Старший эксперт по развитию платформы Михаил Сааде рассказал, что площадка представляет собой, по сути, маркетплейс наподобие Профи.ру: экспортер, в зависимости от того, какая услуга ему необходима, может подобрать исполнителя среди аккредитованных специалистов с учетом их рейтинга и стоимости услуг. Для защиты интересов экспортеров разработан специальный стандарт услуги, который фиксирует, кто за что отвечает, и что конкретно получит экспортер за свои деньги.
На платформе можно получить три типа услуг: бесплатные, платные и услуги с господдержкой. Пока их восемь, в этом году планируется добавить еще четыре. На сегодня «Профессионалы экспорта» собрали 400 аккредитованных подрядчиков.
Последние несколько турбулентных лет в мировой экономике и политике показали, что тем компаниям, которые хотят выходить на международные рынки, требуется очень серьезная поддержка. А сегодня и вовсе остро стоят вопросы переориентации на дружественные рынки, проблемы логистики и доставки платежей. Как все это организовать, участники форума обсудили на тематической сессии «Разработка экспортных стратегий в новых условиях».
«Как мы выяснили по результатам встреч с бизнесом в регионах, многие не знают, что такое Евразийский экономический союз, а кто знает, тот не понимает, какие преимущества для бизнеса дает евразийская интеграция, и наконец, множество предпринимателей, инвесторов и граждан, зная, что такое союз, и понимая в теории его возможности, просто не знакомы с практическими инструментами и программами поддержки бизнеса и инвесторов», — отметил начальник отдела стратегий экономической политики Департамента макроэкономической политики ЕЭК Андрей Пантелеев и представил Портал по межрегиональному сотрудничеству в ЕАЭС.
Миссия портала, по словам Пантелеева, — размещение актуальной информации о возможностях ЕАЭС для развития бизнеса, об экономических возможностях и инвестиционных проектах в регионах стран ЕАЭС, действующих региональных преференциях для инвесторов, новостях и мероприятиях в ЕЭК и в регионах.
Среди причин создания такого портала спикер назвал то, что в регионах очень много конкурентоспособных производств и компаний, которые готовы поставлять свою продукцию в рамках союза. А представители ЕАЭС о них не знают. Кроме того, есть много перспективных инвестпроектов, о которых тоже мало знают в рамках союза, и которые нуждаются в профессиональной «упаковке» в соответствии с требованиями и стандартами, которые предъявляют банки и кредитные организации. Более того, эти организации даже не знают о том, какие есть проекты в регионах.
Поэтому решено было агрегировать на портале всю информацию по межрегиональному сотрудничеству в ЕАЭС, чтобы производители товаров и услуг, инвесторы и финансовые организации видели друг друга и понимали перспективы и возможности сотрудничества. Информацию о себе предприниматели могут размещать бесплатно. Ожидаемая готовность портала — 3-4 квартал 2023 г.
Ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Андрей Гнидченко рассказал, какие страны наиболее перспективны сегодня для экспорта определенных типов продукции.
По его словам, сегодня есть проблема переориентации экспорта с рынков недружественных стран. Она умеренно актуальна в химическом и лесопромышленном комплексах. Но в этих секторах возможно ужесточение конкуренции между компаниями из России на рынках дружественных стран.
Доля поставок в ЕАЭС высока в машиностроении и химическом комплексе. Продукцию более высокой степени переработки проще экспортировать в первую очередь в страны ЕАЭС.
Товарное разнообразие экспорта в ЕАЭС и СНГ выше, чем в недружественные страны или прочие дружественные страны, почти по всех отраслях. Малому бизнесу, впервые выходящему на экспорт, логичнее выбирать рынки ЕАЭС и СНГ и уже потом задумываться о выходе на рынки более отдаленных стран, считает аналитик.
В качестве одной из стратегий продвижения на зарубежные рынки заместитель руководителя Центра Россия-ОЭСР РАНХиГС Кирилл Черновол назвал Ответственное ведение бизнеса (ОВБ), подразумевающее и финансовую устойчивость, и социальную ответственность компаний (ESG):
«Я понимаю, что термин ESG сейчас порой воспринимается как что-то новомодное и раздражающее. Плюс это имиджевая история, и это то, чем любят бравировать крупные компании и экосистемы. И кажется, что это не про малый и средний бизнес. Но это все мифы, как и идея о том, что ESG — это придумка госдепа, чтобы развалить российскую экономику. Важно отметить, что ответственное ведение бизнеса не равно понятию ESG. Если ESG — это частные стандарты компаний, объединений и рейтинговых агентств, то ОВБ — это фундамент, из которого вырастают стандарты ESG, они унифицированы, они глобальны. Даже если вы внедряете в компании практики ESG, это не значит, что вы будете соответствовать понятию ответственного ведения бизнеса. На самом деле это действительно имиджевая история, но не в первую очередь. Для начала это снижение нефинансовых рисков компаний. А вы всегда будете сталкиваться с нефинансовыми рисками при поставках за рубеж: это трудовые споры, экологические риски, коррупция, конфликты с местным населением при запуске производств. Также это снижение рисков ответственности на нарушение стандартов ответственного поведения. Кроме того, важно понимать, какой углеродный след оставляет цепочка поставок вашей продукции. Это вопрос конкретных требований стран ЕАЭС, а также вопрос ваших взаимоотношений с вашими контрагентами в странах ЕАЭС».
Вице-президент Ассоциации экспортеров и импортеров, управляющий партнер ЮК «ЛЕКС Альянс» Артур Леер возразил:
«Социальная ответственность — это круто, но я — за бизнес. Занимайтесь бизнесом. Я сам предприниматель, и мне некогда думать про социальную ответственность — мне бы выполнить требования российского законодательства. Я много работал на международном рынке, и там действительно на это смотрят. Но для начала начните заниматься бизнесом, выстроите отношения, и потом уже можно подумать про социальную ответственность».
Также эксперт отметил, что с 2020-2021 г. рынки круто перестроились и взяли другие направления — Ближний Восток, Латинская Америка, Азия — и ключевым становится вопрос, как дальше продолжать работать в таких условиях?
«У нас есть сложности не только с тем, как в другие страны поставлять свою продукцию, но и есть вопрос импорта, и они между собой взаимосвязаны. Потому что предприятия, работающие на экспорт, производят продукцию на оборудовании в основном из недружественных стран, и нужно его как-то обслуживать, есть проблемы с поставками комплектующих. Поэтому используется некий институт релокации — когда компания открывает иностранное юрлицо. Для чего это нужно делать? Чтобы получить ряд преимуществ: это безналоговая офшорная торговля, параллельный импорт, финансовая логистика (упрощение денежных переводов в валюте), релокация, внж иностранного государства, создание грузового хаба в отдаленном регионе, повышение налоговой эффективности группы компаний».
При этом эксперт советует обратить внимание на размер экономики/рынка, на развитость инфраструктуры, на условия открытия и ведения бизнеса, на порядок получения визы, ВНЖ и разрешений на работу, на издержки на содержание юридического лица, офиса, команды, на географическую близость к привычным временным зонам ключевых клиентов или собственным ресурсам, на транспортную доступность, на условия и уровень жизни, на языковую и культурную среду.
Среди оптимальных юрисдикций для граждан РФ эксперт назвал Турцию, Узбекистан, Кыргызстан, ОАЭ, Гонконг, Сербию и Армению.
Вице-президент Ассоциации экспортеров и импортеров, СЕО группы компаний по международной деятельности Ирина Заседатель выступила от лица реального бизнеса и заявила, что предприниматели с аналитиками сейчас «находятся в разных реальностях»:
«Что бы ни говорили аналитики, никому сейчас не интересно, какой у тебя рейтинг, ответственный ты или нет, сейчас на первый план выходит то, есть ли у тебя российский след в компании, русский ты или нет. Это основная проблема. Да, можно частично переносить производство в другие страны, чтобы скрыть российский след, но не все хотят это делать, и это хорошо, однако рынок вынуждает. Поэтому есть нюансы, которые следует учитывать при релокации производства: конечная точка производства не должна оказаться в той стране, в которой такое производство было бы невозможно. Например, нельзя сказать, что вы вырастили бананы в той стране, в которой они в принципе не растут. А вот развернуть мебельное производство, к примеру, в Египте — можно, потому что там очень развит этот рынок — «заметать следы» нужно красиво. Потому что возможны проверки».
Также, по словам Ирины Заседатель, для успешного экспорта необходим четкий бизнес-план. Для начала нужно определить, зачем вы хотите экспортировать, и что конкретно. Важно также понимать, не запрещен ли в стране, куда вы хотите везти свою продукцию, тот или иной ингредиент, потому что для этого может понадобиться перестройка производственной цепочки или и вовсе от этого может зависеть проектирование производства в целом. Далее важно понять, какой объем от общего производства будет экспортироваться. Провести анализ рынка потребителя, узнать культурные особенности региона — зачем им ваша продукция, и как она там будет восприниматься, надо ли ее экспортировать именно на этот рынок, или вам подойдет другой. Важно иметь долгосрочный финансовый план, ключевых сотрудников и партнеров для выхода на экспорт. Необходимо знание законодательства и условий ВЭД. Именно это — ключ к успешному экспорту, считает эксперт.
Что касается финансовой логистики, то, как рассказал руководитель территориального управления «Сибирь» АО «ОТП Банк» Анатолий Титов, для работы с зарубежными партнерами сейчас можно выбирать ОТП Банк, который не под санкциями.
«До недавнего времени в связи с наплывом клиентов существовали ограничения по платежам от 50 0000 долларов. Сейчас минимальная граница опустилась до 15000 евро. В ближайшее время будет от 5000 евро. Скоро ограничений по сумме платежей не будет вовсе», — пообещал спикер.
Также участники сессии отметили, что появился закрытый экспериментальный перечень разрешений на расчеты в криптовалюте по внешним сделкам. По мнению экспертов, государству сейчас важно легализовать эту функцию, и это огромная работа, в том числе легализовать валютный контроль. Доля расчетов в национальных валютах также растет, возвращается практика бартера, когда для ускорения оборота разрешается неформальная финансово-расчетная система на основе взаимозачета требований.
«По моему мнению, для нашей страны это один из хороших способов дальнейшей финансовой логистики», — заключил Артур Леер.