Меню

«Ключевой инструмент налоговой — страх и зона неизвестности налогоплательщика»

Иллюстрация: Предоставлено спикером

Более чем 25 лет налоговой практики подтверждают, что успех во взаимоотношениях с проверяющими во многом зависит от поведения самого налогоплательщика. И без знания основ психологии здесь никуда.

Управляющий партнер Группы «Финансы», налоговый юрист, аттестованный аудитор с 25-летней практикой Виталий Сапелкин

Психология в налоговых проверках

— С первого взгляда может показаться, что заголовок — абсурд. Где налоговый кодекс и где психология? Что может быть более бюрократичным и лишенным эмпатии, чем исчисление и уплата налогов? Более чем 25 лет налоговой практики только подтверждают, что успех во взаимоотношениях с проверяющими во многом зависит от поведения самого налогоплательщика. И без знания основ психологии здесь никуда.

Начните с расстановки

— Расстановка — это метод, который позволяет «посмотреть со стороны» на проблему и ее участников. Поэтому, пожалуй, следует начать с представлений налогового органа и налогоплательщика друг о друге.

Сотрудники налоговой службы, как и многие другие люди, подвержены профессиональной деформации. Спустя какое-то время почти в каждом налогоплательщике они начинают видеть «уклониста», а собранным доказательствам придавать обвинительный уклон. Классическое когнитивное искажение.

Один из примеров  привлечение организациями самозанятых. Законом не запрещено. Более того, налог на профессиональный доход (НПД) и был внедрен как один из способов вывода из теневого оборота доходов, получаемых физическими лицами. Однако многие юридические лица, взаимодействовавшие когда-либо с самозанятыми, сталкивались с ничем не подкрепленными подозрениями в сокрытии фактически трудовых отношений. Отбиться от таких обвинений бывает непросто. Это приводит к абсурдной ситуации: некоторые организации отказывают в сотрудничестве самозанятым исключительно из-за опасений претензий со стороны налоговой.

Налогоплательщику следует учитывать подобную особенность проверяющих и не ожидать, что налоговая служба непременно установит истину по делу. Будьте проактивны и заблаговременно позаботьтесь о возможном сборе доказательств в обоснование своей невиновности.

Будьте ответственны за принимаемые решения

Классифицировать налогоплательщиков несколько сложнее — количество типажей больше. Но есть и общая черта. Доначисления по результатам проверки — почти всегда следствие неверного налогового планирования. Поэтому универсальный совет: хотите избежать проблем с налоговой — структурируйте бизнес и сделки, готовьте и подписывайте документы с партнерами, создавайте легендирование, считайте финансовый результат, оценивайте и минимизируйте риски. Делайте это заранее. Иными словами, подойдите к вопросам налогообложения с позиции ответственного взрослого.

Понадеялись на авось, отнеслись халатно к документообороту, выбрали агрессивный способ налоговой оптимизации, невнимательно изучили применимые нормы права — все это наиболее частые причины проблем с налоговой службой.

Не живите страхами

Ответственное отношение к налоговому планированию позволяет вам управлять налоговыми рисками, оценивать их объективно. Как следствие — вы обретаете уверенность во взаимоотношениях с проверяющими, что позволит вам не бояться безосновательных претензий с их стороны.

Классический пример — налоговые комиссии. Руководителя приглашают на встречу, угрожающие описывают сделку и контрагента, просят уточнить налоговые декларации и доплатить налог. Зачастую такие комиссии — способ быстро и безболезненно пополнить бюджет. Ключевой инструмент налоговой — страх и зона неизвестности налогоплательщика. Но чем более ответственно вы подходили к сделке, ее исполнению и документообороту, тем меньше поводов поддаться психологической манипуляции и принять трезвое оптимальное решение по итогам комиссии.

Признавайте проблему и приступайте к решению

К сожалению, нередки случаи, когда некоторые налогоплательщики, даже в момент появления реальной угрозы многомиллионных доначислений, все равно предпочитают отрицать проблему, усугубляя ситуацию. «Пусть сами доказывают, есть презумпция невиновности», «я знаю, что все в порядке», «у меня связи» — частые аргументы, которые можно услышать. Есть и те, кто вместо комплексного подхода надеется на чудо и прибегает к помощи «решал». Как правило, в обоих случаях проверки заканчиваются неблагополучно.  

Помните — когда у вас болит зуб, вы идете к стоматологу? То же самое с налогами —  обращайтесь к специалистам. Не занимайтесь самолечением.

Отстаивайте свои границы и умейте говорить «нет»

Нередко налогоплательщики впадают и в другую крайность, пытаясь максимально услужить проверяющим и во всем идти навстречу — предоставляют по первому требованию все документы, располагают проверяющего на территории своей организации, являются на допрос столько раз, сколько попросят.

Однако не забывайте: налоговый инспектор не ваш друг (сват, брат). В его задачу входит привлечь к ответственности вас и компанию, в которой вы работаете.

Всегда относитесь к списку запрашиваемых документов критически. Часто просят документы, которые не относятся к исчислению и уплате налогов. Определяйте перечень излишков, а при ответе на требование представьте обоснование, почему вы не обязаны их предоставлять. В противном случае вы рискуете представить информации больше, чем положено, и она будет использована против вас.

Важно всегда выдерживать правильную дистанцию с проверяющими. Никогда не переходите на личности в общении, но и не бойтесь сказать «нет», когда это необходимо для защиты ваших интересов.

Выбирайтесь из треугольника Карпмана

Как ни странно, но взаимоотношения участников налогового контроля вписываются в небезызвестный «Треугольник Карпмана» — модель взаимоотношений между людьми, играющими роли спасателя, жертвы и преследователя. Тот, кто начинает искать поддержки и защиты — жертва. Тот, кто нападает и проявляет агрессию — преследователь. А тот, кто начинает жертву настойчиво защищать, противостоя преследователю — это защитник.

Из этого треугольника можно и нужно выбираться. Прежде всего налогоплательщику. Изменить пессимистический фокус восприятия, не впадать в состояние паники, уныния или парализующего страха. Выйти из детской позиции и взять ответственность за принимаемые решения. Избавиться от иллюзий и не ждать чуда от «решал». Разрушать все предубеждения налогового органа, последовательно отстаивая свою позицию и представляя доказательства своей невиновности.  И главное — верить в лучшее.