2022 г. поставил под сомнения все, включая возможность внедрения в практику новых медицинских решений...
Но если медбизнесу удалось сохранить позиции, услуги, цены и получить новое оборудование, то государственной медицине еще только придется по полной вкусить все «прелести» нового времени. О возможной задержке заработных плат у врачей в госсекторе речи не идет. Но вот с развитием и модернизацией придется немного повременить.
Курс на сокращение
О сокращении перечня медицинской помощи, входящей в пакет государственных гарантий полиса обязательного медицинского страхования, говорили еще в 2020 г. на фоне протекающей пандемии. Министерство финансов РФ еще тогда заявляло о необходимости сокращения финансирования программы «Развитие здравоохранения», согласно «Методике расчета предельных базовых бюджетных ассигнований федерального бюджета по государственным программам РФ и непрограммным направлениям деятельности».
В 2021 г. в этом намерении правительства РФ уже никто не сомневался. Президент РФ Владимир Путин подписал закон о федеральном бюджете на 2022 г. и плановый период 2023-2024 гг., где черным по белому было зафиксировано сокращение расходов на здравоохранение, социальную политику и экономику. На тот момент это вызвало всплеск негативных эмоций и беспокойство по поводу развития социальной сферы только в определенных кругах. Сегодня уже понятны главные причины этого сокращения и то, что увеличение бюджета на социально значимые сферы явно не предвидится ближайшую пару лет. Финансирование нацпроекта «Здравоохранение» в период на 2023-2024 гг. было запланировано в размере 619 млрд рублей (на 2023 г. — 309 883,4 млн рублей, на 2024-й — 309 090,1 млн рублей), что, по сравнению даже с утвержденным в прошлом году трехлетним бюджетом, меньше на 118,2 млн и 329,8 млн рублей соответственно. Будет ли продолжение, неизвестно, но уже очевидно, что много ключевых и важных медицинских проектов может быть урезано.
Собственно, это уже происходит. В пояснительной записке к закону о бюджете было заявлено о сокращении затрат на почти 20% на федеральный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями». Конечно, сам проект не остановится, но и активно развиваться не сможет. Также уменьшено финансирование другого важнейшего федерального проекта — «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями». Сердечно-сосудистые заболевания по-прежнему занимают первое место среди главных причин смертности в стране. Но в 2023 г. бюджет выделил на них только 25,7 млрд рублей, а в 2024 планируется пока что 17,5 млрд рублей.
Сокращен на 22% федеральный проект «Развитие инфраструктуры здравоохранения». На модернизацию первичного звена выделено 90 млрд рублей против 99,8 млрд. Также к 2024 г. планировалось построить 420 центров амбулаторной онкологической помощи и переоснастить 160, на что было запланировано 189,6 млрд рублей. А в следующем году эта сумма уменьшится еще на 35,9 млрд.
К чему приведет это сокращение? В первую очередь к снижению доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи. Снижение темпов пропаганды ЗОЖ и культуры заботы о здоровье — к снижению уровня информированности.
Конечно, с новыми технологиями в государственной медицине придется повременить, как и с новой медицинской помощью и новыми услугами в платных отделениях госмедицины. Но население РФ всегда может воспользоваться услугами частной медицины, где частные инвестиции в технологии идут постоянно.
Ставим на частную медицину
По мнению экспертов рынка, безусловно, этот «провал» в госсекторе вполне может быть компенсирован услугами в частной медицине. И игроки рынка медицинских услуг Новосибирской области при всех возможных трудностях с логистикой, сложностью приобретения нового оборудования продолжают внедрять новое: новые подходы, новые медицинские услуги, новые сервисные решения, которые позволяют улучшить качество медуслуги и сделать ее более доступной в целом.
Андрей Поздняков, врач инфекционист, к. м. н., главный врач клинико-диагностической лаборатории «Инвитро-Сибирь»:
Сергей Лепеха, врач-уролог высшей категории, заместитель главного врача по хирургии Клиники «Эксперт»:
Елизавета Бурцева, терапевт, врач ОВП, профпатолог, главный врач Клиники «ДоброМед»:
Елена Трубицына, главный врач Центра новых медицинских технологий (ЦНМТ):
Яна Пузыревская, коммерческий директор Клиники Пузыревского DOK:
Петр Смиренко, генеральный директор Сети многопрофильных клиник «Смитра», руководитель Комитета по здравоохранению Новосибирского областного отделения «Опора России»:
По мнению ряда игроков и экспертов рынка, связь с Азией как основным поставщиком медицинских технологий, высокий уровень оказания медицинской помощи по разным направлениям, управленческие и сервисные компетенции помогут в ближайшей перспективе получить новый поток пациентов из госсектора и в Новосибирск из других регионов. Но это возможно при условии, что инвестиции в маркетинг у частных медучреждений будут такими же постоянными, как и в новые технологии.
Генеральный директор маркетингового медицинского агентства «Мёд» Ирина Овдина