Главная сложность сегодня — кадровый голод. Согласно данным SuperJob, его переживают 85% российских компаний. Как в связи с этим будет выстраиваться работа HR-отделов и что ждет рынок?
Карьерный консультант и основатель кадрового агентства Hurma Recruitment Екатерина Стародубцева-Калачева
Острый дефицит кадров на рынке труда связан с несколькими факторами:
— демографическим кризисом после 90-х и нулевых
— оттоком трудовых мигрантов из-за падения курса рубля
— ростом количества фрилансеров
— оттоком большого количества миллениалов после частичной мобилизации
Конечно, все эти факторы в совокупности создали серьезные вызовы для бизнеса. Работодатели непрерывно ищут пути решения проблемы кадрового голода, в связи с чем особенно ценной становится роль HR-специалиста и HR-директора, которые занимаются глубокой аналитикой рынка. Давайте разберемся, какие задачи стоят перед ними сегодня, и какие тенденции сохранятся на рынке труда в 2024 году.
Новые подходы в борьбе за таланты
В условиях сильного кадрового голода борьба за специалистов становится особенно ожесточенной. Чтобы бизнес не просто оставался на плаву, но и рос, рекрутерам нужно внедрять новые подходы и инструменты.
Например, подключать автоматизацию процесса поиска и подбора кандидатов. Чтобы HR-специалисты могли избавиться от части рутинных задач вроде размещения вакансий на разных платформах и заняться аналитикой.
А еще важно не только найти, но и быстрее других закрепить кандидата за своей компанией, поэтому в этом году мы все чаще будем работать с практикой One Day Offer.
HR-бренд как неотъемлемая составляющая бизнеса
Удержание кадров сегодня важно не меньше подбора, а развитый HR-бренд помогает и с тем, и с другим. Из чего он состоит? Комфортной рабочей среды, корпоративной культуры, возможностей роста и развития сотрудников и нематериальной мотивации вроде well-being программ, обучений и пр.
Работа над HR-брендом должна идти вместе с развитием бизнеса, особенно, если вы планируете масштабироваться. Если же вы решите, что это второстепенный фактор, и не станете заниматься брендингом компании, есть риск, что HR-бренд вашей компании на рынке сформируется самостоятельно. И скорее всего он вам не понравится, а, может, даже будет негативно сказываться на найме.
Поколения X и Z захватывают рынок
Ввиду нехватки на рынке труда специалистов в возрасте 25-40 лет, компании все чаще обращаются к представителям младшего и старшего поколения. И нет, это не временная замена, а полноценная альтернатива.
Все чаще в залах ресторанов мы можем встретить сотрудников поколения Х, которые отличаются своей дисциплинированностью и ориентированностью на результат. В то же время зумеров в офисах тоже становится больше. И своим присутствием они даже меняют правила «игры»: заставляют работодателей внедрять гибрид и удаленку, well-being программы и корпоративную культуру. Ведь главное для них — это идея, ради который они готовы даже уступить в зарплате.
Среди представителей этих двух поколений действительно есть достойные кадры, которые могут смело занять позиции ушедших сотрудников. Я рекомендую HR-специалистам присмотреться к «иксам» и зумерам, если они этого еще не сделали.
Человекоцентричность в бизнесе
Классические системы управления потихоньку сдают позиции. Сегодня важны не только уровень зарплаты, а цель и эмоциональная связь с местом работы. Если работодатель не может донести смыслы и ценности работы до команды, то ее продуктивность рано или поздно снизится, а сами сотрудники могут начать «тихо» увольняться. То есть начать выполнять минимум своих задач и отдаляться от коллектива.
Поэтому в центре внимания сегодня — сотрудник и его интересы. Человекоцентричная стратегия бизнеса поможет удержать текущих сотрудников и сохранить их вовлеченность, но только при условии, что с командой будет настроена грамотная система обратной связи.
Гибрид как новый формат корпоративной жизни
Представления о рабочем пространстве сильно изменились еще в период пандемии, когда всем пришлось быстро перестраиваться на удаленный формат. Сейчас компании продолжают активно выводить сотрудников в офисы, но встречаются с сопротивлением.
Сотрудники, особенно представители поколения Z, ценят гибкость и независимость, которые дает удаленная работа. Конфликт интересов даже привел к «великому увольнению», а сервис SuperJob и вовсе пишет о том, что около 40% россиян готовы уйти, если работодатель захочет перейти в полный оффлайн режим.
В связи с этим появился тренд на гибридный формат работы, который только усилится в 2024 году. А на плечи HR-отделов ляжет задача по разработке гибких систем внутренней коммуникации и оценивания, ведь время, проведенное в офисе, — больше не показатель качества работы.
В этом году нас точно ждет выход за привычные рамки HR-коммуникаций. Человекоцентричность, улучшение рабочей среды, развитие HR-бренда: без этих параметров компаниям не стать конкурентоспособными работодателями на рынке. Роль людей для бизнеса станет еще более важной, а вместе с тем увеличится и роль рекрутеров.