Новая история места посвящена Богданке. Посоревноваться с этой улицей в архитектурном вопросе могла бы только Расточка, но все же Богдана Хмельницкого — отдельный мир внутри нашего города.
В прошлой истории мы поговорили о промышленной основе нашего юбиляра, улицы Богдана Хмельницкого, и подошли к жилищному строительству, которое даже получило охранный статус «Достопримечательное место». Чем же оно такое выдающееся?
Балюстрада дворца культуры им. Горького. 1964 г. Фото И. Моторина
«Красная горка»
Известное и популярное в городе название «Красная горка» до войны носил обширный район частного сектора от улиц Танковой до Бардина. Нынешняя остановка транспорта «Стадион Сибирь» ранее так и называлась — «Красная горка». В 1946 году на карте Новосибирска появился новый объект — «Жилплощадка».
Фрагмент плана г. Новосибирска. 1946 г. (Государственный архив Новосибирской области)
Уже на следующий год автозавод начал в намеченном месте первое жилое строительство. Здесь заканчивалась улица Дуси Ковальчук, и новый район позаимствовал у соседей название «Красная горка». Эти кварталы от стадиона до Учительской и есть, собственно, «Богданка». Старики говорят, что новой улице было дано имя Л. П. Берии. Документальных доказательств этому найти не удалась — вероятно, имя это было просто народным, неофициальным. Ведь, опять же, по устоявшейся легенде Лаврентий Берия (в то время председатель специального комитета по использованию атомной энергии) в этих краях был даже не раз.
Проект поселка на «Красной горке» представлял собой капитальную застройку 18 кварталов вокруг композиционной оси в виде проспекта, ограниченного руслом 1-й Ельцовки и ее притока — ручья Сухой лог. Это были дома с невысокой этажностью, детсады, школа, магазины, дом культуры, парки и огромный стадион. Во многих дворах сохранялся естественный зеленый массив. Все, что было запланировано, было и осуществлено, лишь со стадионом пришлось подвинуться.
Макет жилого посёлка на «Красной горке». 1949 г. (nsk-kraeved.ru)
Говорить о бытовых неудобствах первых жителей как-то даже неловко. В 1950-м году газета «Советская Сибирь» пишет: «Население «Красной горки» в Дзержинском районе испытывает много бытовых неудобств. Единственный ларек не удовлетворяет потребности покупателей. Нужно открыть дежурный продовольственный магазин. Пора построить у нас и водоразборные колонки. Нужно также радиофицировать наш поселок». Даже в Москве в то время —всего 35 станций метро.
Стройматериалы подвозили от Транссиба, по железнодорожной ветке, которая проходила по будущей улице А. Невского. Наши зеки продолжали строить не только секретный химический завод и дороги, но и жилье.
Писатель А. В. Горшенин отмечал: «Я хорошо помню высоченные глухие дощатые заборы, увенчанные колючей проволокой, сторожевые вышки с часовыми — «вертухаями», как их называли. Вдоль них спешил по своему пятому маршруту желтый трамвайчик. Пока я ехал до своей остановки, только эту серую деревянную крепость и видел. А что там скрывается за ней, и предположить не мог».
И вот, наконец, юбилейная дата: 26 мая 1954 года в ознаменование 300-летия воссоединения Украины с Россией новой улице было дано имя Богдана Хмельницкого. По ней высаживается знаменитая липовая аллея, в конце июня заволакивающая улицу ароматом.
Решение о наименовании улицы Богдана Хмельницкого. 1954 г. (Новосибирский городской архив)
Есть в названии местных улиц и казусы. Так, улица 25 лет Октября в постановлении о переименовании от 28 декабря 1950 года названа «имени 25-го Октября», дня Октябрьской революции. До этого она была Разъездной. То ли писарь впоследствии ошибся, то ли тогда сделали описку в официальном документе.
Этажность зданий повышается до четырех-пяти, и к концу 1950-х Богданка застроена великолепными зданиями в стиле советского монументализма, в обиходе — «сталинками».
Хмельницкого, 29 (на заднем плане просматривается Хмельницкого, 31, огражденный забором с колючей проволокой). 1957 г. (Государственный архив Новосибирской области)
Меняется градостроительная направляющая, и в 1960-х на месте частного сектора поселка «Красная горка» возводятся уже другие жилые дома, известные как «хрущевки».
Тихие достопримечательности
Отправимся в путешествие по улице. Всего мы, конечно, не охватим — лишь несколько знаковых объектов. Это и хоккейная коробка 27 квартала, воспитавшая первых молодых хоккеистов «Сибири», и магазин «Ткани» на Б. Хмельницкого, 55, в котором изначально был и стол раскроя, где можно было не только купить ткани, но и заказать пошив одежды, подогнать ее по размеру. Кстати, магазин существует до сих пор — вот уже 70 лет. А в другом магазине — в продовольственном, по улице 25 лет Октября — ранее был первый танцевальный клуб 250-го завода.
Это, конечно, Верхняя и Нижняя зеленые зоны со своими фонтанами, чаша одного из которых сохранилась до сегодняшних дней, правда, давно не используется по назначению. Верхняя задумывалась как детский «Сквер мира». Здесь находились памятник, спортивные площадки завода: городошная, волейбольная, а в нижней зоне, напротив бань, много лет назад был первый стадион хоккейной команды «Химик», которую мы сейчас знаем как ХК «Сибирь».
Сквер Нижней зоны. 1964 г. Фото И. Моторина
Продолжая спускаться по улице, отметим легендарный ресторан «Восток» с роскошным двухэтажным залом, «Дворец вальсов» или кафе-клуб «Отдых», открытый вопреки центральным властям как межшкольный учебный комбинат.
Ресторан «Восток». 2000 г. Из колл. автора
Все они уже в прошлом, но стоит еще ледовый дворец «Сибирь», недавно собиравший тысячи болельщиков, беспорядочная парковка авто которых мешала, но не очень беспокоила местных, бывших даже гордыми значимостью своего микрорайона. Кстати, стадион изначально был построен открытым, а крышей перекрывался без прерывания хоккейного сезона, стены наращивали вокруг ледовой арены и трибун в перерывы между играми.
Стадион «Сибирь». Перерыв, уборка площадки метлами, сер. 1960-х гг. Фото С. Глухова
Особо значимыми в художественном решении считаются дома 34 квартала — «Алиса» и «Гулливер», с детскими площадками, выполненными легендой Богданки архитектором Геннадием Арбатским, — и ансамбль Дворца культуры имени Горького с прилегающими домами по Хмельницкого, 38 и 42, являющийся памятником архитектуры.
Известный детский писатель Юрий Магалиф вспоминал, как в конце войны он, будучи заключенным, валил кряжистые деревья и корчевал пни, пробивая просеку в густом березовом лесу. По его словам, происходило это как раз на месте сегодняшнего ДК Горького.
В конце 1950-х это был крупнейший дом культуры в городе. На фронтоне здания красовались три скульптурные композиции, олицетворяющие конституционные права в СССР — право на труд, образование и отдых. Центральная фигура женщины держала в руке рубиновую звезду. В 1990-х они тихо пропали на «реставрации».
ДК им. Горького, к. 1950-х. (Музей Новосибирска)
Напротив главного и паркового фасадов здания находятся фонтаны, на парковой стороне он сейчас не работает, ждет реставрации, а ранее там была полноценная зона отдыха c буфетом, прогулочной зоной, танцплощадкой. С обеих сторон ДК в парк спускаются когда-то шикарные лестницы с массивными балюстрадами и светильниками.
Та же пышность монументализма наблюдается и в интерьере здания, который, по счастью, практически не изменился за эти 70 с лишним лет. Люстры, лестницы, лепнина, великолепный бальный зал второго этажа. Портрет Максима Горького в этом зале выполнен молодым тогда художником Александром Чернобровцевым в технике Al fresco — росписью по сырой штукатурке.
Бальный зал в ДК им. Горького, 2015 г. Фото автора
Не забудем и былые магазины: ювелирную «Малахитовую шкатулку», кондитерский магазин «Алёнка», легендарную «Блинку». В 1960-1970-е Богданка была не только местом комфортной жилой среды с дворами, сквериками, фонтанами, но и «меккой» для покупателей. Былой «единственный ларек» канул в далекое прошлое. В «Калининке» организовано ведомственное снабжение атомного «Министерства среднего машиностроения», и даже в простых магазинах бывали на полках продовольственные и другие товары, которых в Новосибирске днем с огнем не найдешь.
Магазин «Малахитовая шкатулка». 1970-е. (nsk-kraeved.ru)
Алексей Горшенин: «На первом этаже одного из домов располагался магазин «Молоко», где продавалось много разной молочной продукции, в том числе и такой, какую практически невозможно было сыскать в остальном Новосибирске. Например, обалденного вкуса «сырковой массы» с изюмом — моего любимого молочного лакомства».
Детский вкус Богданки навсегда сохранился у ее жителей, которые составляют удивительную общность против различных строительных покушений на их сокровище.
Богданка «по-одесски». 2000-е. Из колл. автора
Научный сотрудник Музея Новосибирска Константин Голодяев