Меню

Зарплата креативных специалистов в России — на 42% больше средней

Автор фото: Tim Arterbury. Иллюстрация: https://unsplash.com/

Средняя зарплата в этом сегменте по итогам 2024 г. составила 123,7 тыс. руб., при том, что средняя по стране равна 87,1 тыс. руб.

Таковы результаты исследования СберАналитики. За основу эксперты взяли классификацию видов экономической деятельности министерства культуры РФ, по которой к креативной экономике относятся 13 индустрий: архитектура и урбанистика, гастрономия, дизайн, игры и игрушки, изобразительные и визуальные искусства, кино- и анимационная продукция, медиа и журналистика, мода, музыка и саунд-дизайн, программное обеспечение, реклама и коммуникации, культурно-зрелищная и литературно-издательская индустрии.

По результатам исследования, в 59 субъектах РФ размер зарплаты в креативных индустриях выше, чем в среднем по региону. Самая большая разница — в Новосибирской области, где креативные специалисты получают 122,1 тыс. руб. при средней зарплате в 78 тыс. руб.

За 2024 г. зарплаты в креативных профессиях выросли на 22% — на 4,3% больше, чем по всем отраслям.

В число регионов-лидеров по оплате труда в креативных индустриях вошли Москва (194,3 тыс. руб.), Санкт-Петербург (157,4 тыс.), Московская область (153,1 тыс.), Чукотский автономный округ (145,1 тыс.), Магаданская область (126,1 тыс.), Ямало-Ненецкий автономный округ (126 тыс.), Новосибирская область (122,1 тыс.), Краснодарский край (117,6 тыс.), Республика Татарстан (116,2 тыс.) и Республика Саха (Якутия) (116 тыс.).

Самые высокие зарплаты получают специалисты таких креативных индустрий, как программное обеспечение (173,1 тыс. руб.), музыка и саунд-дизайн (150,3 тыс.), дизайн (139,8 тыс.), архитектура и урбанистика (126,1 тыс.), кино и анимация (115,6 тыс.).

По темпам прироста оплаты труда в 2024 г. лидируют кино и анимация (+26,5%), музыка и саунд-дизайн (+26,4%), изобразительные искусства (+24,7%), реклама (+23,8%), программное обеспечение (+21,9%), игры и игрушки (+20,4%).

Креативная экономика — драйвер предпринимательской инициативы граждан. В структуре работников креативных индустрий 37% приходится на занятых в малом и среднем бизнесе.

Креативная экономика все больше сосредотачивается в крупных центрах: с 2022 г. доля топ-10 регионов по числу занятых в этой сфере увеличилась с 51,8% до 52,8%. Десятку регионов — лидеров по числу занятых в креативной экономике образуют Москва (21,8%), Московская область (8,3%), Санкт-Петербург (6,2%), Краснодарский край (3,1%), Свердловская (2,7%) и Нижегородская (2,6%) области, Республика Татарстан (2,2%), Ростовская (2,1%), Самарская (2%) и Новосибирская (1,8%) области. Наибольший прирост по доле занятых в креативной экономике в 2022–2024 годах показали Москва (+1%), Санкт-Петербург (+0,4%), Новосибирская и Свердловская области (по +0,2%).

Доля женщин в креативной экономике составляет 56% — это выше, чем в других сферах. При этом в программном обеспечении и архитектуре в большей степени заняты мужчины: 61% и 52% соответственно. Наибольшая доля женщин работает в культуре (77,6%), моде (75%), литературе (72,3%) и гастрономии (65,3%). За последние два года доля мужчин, занятых в креативной экономике, выросла на 1,6%.

Доля сотрудников младше 35 лет в креативной экономике — 32,2%. Это на 11% больше средних показателей в стране. В ближайшие годы доля молодежи может вырасти на фоне выхода на рынок труда поколения второй половины 2000 г. К самым «молодым» — по доле сотрудников младше 35 лет — креативным индустриям можно отнести гастрономию (45,8% работников), программное обеспечение (45,3%), архитектуру и урбанистику (28,6%), рекламу и коммуникации (28,6%).

Уровень оплаты труда в креативных индустриях различается в зависимости от возраста. Наибольший доход получают сотрудники 35-44 лет и 25-34 лет — 148,8 тыс. и 137,5 тыс. руб. соответственно. Меньше остальных зарабатывают молодые специалисты до 24 лет (82,8 тыс. руб.) и пенсионеры (79,1 тыс. руб.).

Исследование СберАналитики подготовлено с помощью аналитической панели «Мониторинг экономики региона».