Меню

Ирина Лизунова: «Чтобы привлечь читателей, нужно им показать современную библиотеку»

Автор фото: Егор Тиммерман. Иллюстрация: https://nsk.dk.ru/

Как цифровизация меняет подходы к библиотечному делу? Какие технологические задачи встают перед консервативными отраслями экономики, «перепрошивая» мышление?

«Деловой квартал» поговорил с директором Государственной публичной научно-технической библиотеки СО РАН Ириной Лизуновой о том, насколько сегодня технологичны библиотеки, какой международный опыт мог бы помочь библиотечному делу России, а каким опытом с миром могла бы поделиться наша страна; какие диджитал-цели ставит перед собой крупная российская научно-техническая библиотека и какие ресурсы ей для этого необходимы.

Вы провели Международную научно-практическую конференцию «Libway: Наука, технологии и информация в библиотеках». О чем это? Насколько технологичны сейчас библиотеки?

— Libway — очень емкое название, оно включает в себя сразу все перечисленные аспекты. На площадке конференции мы объединяем специалистов библиотечного дела, книжной культуры, автоматизаторов, ИТ-специалистов, технологов — всех тех, кто формирует актуальную повестку информационно-библиотечной сферы России, постсоветского пространства.

Очень важно на научных встречах подобного масштаба говорить о высоких технологиях, ведь они совершенствуются, развиваются, и библиотека должна быть в тренде, иначе она превратится в некий архив с книгами. Библиотечные технологии — это все процессы и операции, посредством которых осуществляются производственные циклы: формирование фонда, обеспечение его сохранности, создание справочно-поискового аппарата, обслуживание пользователей (выдача документов, справочно-библиографическое обслуживание, организация мероприятий). Если вопрос «Насколько технологичны сейчас библиотеки?» подразумевает внедрение именно автоматизированных технологий, то существуют как практически полностью автоматизированные библиотеки (выдача, прием и расстановка документов в фонд производятся без участия человека), так такие, в которых все работы осуществляются в традиционном режиме.  

Поэтому технологии — это серьезнейший вопрос, проблема, которую нужно изучать и искать варианты ее решения. Библиотеки должны быть технологичны, современны, интересны посетителям, следить за новшествами, внедрять их. Этим, помимо прочего, мы и занимались на конференции, обмениваясь опытом с библиотеками других городов и стран.

Конференция позиционируется как международная: сколько и каких стран приняли в ней участие. И чем их опыт отличается от нашего?  

— Конференция действительно международная, этот статус мы поддерживаем уже много лет. Наш масштабный научный форум имеет долгую историю, почти 60 лет: конференция возникла в момент основания библиотеки и с тех пор ежегодно мы проводим подобные встречи. Первоначально на них решались локальные вопросы, связанные именно с библиотечной практикой, но время неумолимо движется вперед и, следовательно, возникают новые проблемы, которые тоже включаются в повестку мероприятия. Конференция расширяла границы: сначала приобрела статус межрегиональной, затем всероссийской и, наконец, выросла до международной.

Международный уровень, конечно, ко многому обязывает. Первоначально активными участниками конференции были специалисты из стран Европы, США. Но в 2022 г. ситуация изменилась. Тем не менее международные связи мы сохранили, переориентировались на азиатские страны, взяв курс на Восток. И это правильно, поскольку традиции библиотек того же Китая, Индии, Ирана, Турции, не менее солидны, и их библиотечное строительство, успешная практика диверсификации деятельности их библиотек впечатляют и требуют детального изучения. 

Я говорю о возможностях сравнительного анализа векторов развития цифровизации российских и зарубежных библиотек.

В первую очередь нас интересует их опыт оцифровки фондов, создания баз данных и электронных ресурсов, дистанционного обслуживания читателей через интернет и многое другое. Уже традиционно мы обсуждаем лучшие мировые и российские практики внедрения и применения технологий искусственного интеллекта, роботизации библиотечных процессов, совершенствования цифровых библиотечных коммуникаций. Приходим к выводу, что в большинстве случаев проблемы библиотек разных стран — общие.

Мы все одинаково заинтересованы в привлечении читателя, в увеличении доступа пользователя к релевантной информации и знаниям, в поиске новых возможностей и смыслов функционирования современных библиотек.

Страны, которые в этом году приняли участие в очном и онлайн-формате: Армения, Беларусь, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Индия, Иордания, Китай, Монголия, Турция и даже Германия. В 2025 г. к нам также присоединились ученые и практики из Доминиканской Республики, Камеруна, Омана, Малайзии, Мексики, Мьямы, ЮАР.   

В мире очень быстро развиваются современные информационно-телекоммуникационные технологии. Индия, Китай, Оман, Малайзия, Турция делились опытом применения искусственного интеллекта в своих библиотеках. Нам очень важно познакомиться с их успешным опытом, понять, что из этого можно внедрить в работу российских библиотек.

Уже сегодня мы строим планы на будущее. Планируем на Libway-2026 провести круглый стол с африканскими странами, поговорить об уровне развития книжной культуры в государствах африканского континента. 

Азиатские и восточные страны, которые вы перечислили, опережают в технологиях именно Россию или СНГ? Хотя кажется, что в этом вопросе Россия и СНГ должны быть примерно на одном уровне… 

Китай в силу своего стремительного технологического развития, конечно, успешно внедряет в деятельность библиотек современные цифровые технологии. Крупнейшие библиотеки КНР — это хорошо оборудованные информационные и документационные центры, обеспечивающие доступ своих читателей к международным банкам данных и ведущим глобальным информационным сетям. Или, к примеру, в Индии идет реализация правительственного плана «Национальная миссия библиотек», по которому библиотеки получают возможности преобразований в соответствии с новыми реалиями информационного общества, c новыми требованиями, превращающими библиотеки страны в центры информации и досуга.

ГПНТБ СО РАН давно и успешно сотрудничает с учеными из Индии, которые специализируются на вопросах внедрения искусственного интеллекта в деятельность библиотек страны. Скажу больше: уже этим летом ждем некоторых из них к себе в гости. Нам есть что с ними совместно обсудить.

А что касается уровня цифровизации библиотек в СНГ, то ситуация в этих странах разнится. Россия по многим параметрам опережает соседей. Тем не менее, отношение государства к библиотекам в отдельных республиках СНГ заслуживает нашего внимания. К примеру, в Узбекистане областные библиотеки расположены в современных, специально для них выстроенных либо отреставрированных зданиях, оснащенных новейшим оборудованием, позволяющим проводить оцифровку фонда. Национальная библиотека Республики Узбекистан им. А. Навои располагает собственной мастерской для записи аудиокниг, видеостудией, фотолабораторией, библиотечные пространства оборудованы специальными телелифтами по доставке книг, а читальные залы — интерактивной библиотечной техникой.

Но подобным уровнем цифрового развития библиотек могут «похвастать» далеко не все республики СНГ, а тем более массовые, публичные библиотеки этих стран. В некоторых странах программы поддержки библиотек только начинают реализовываться. Многие государства обладают колоссальным опытом библиотечного строительства. У кого-то больше технологических новшеств, внедрений, у кого-то больше идей, и как раз для этого мы собираемся вместе — чтобы обмениваться всем этим багажом.

Чем, например, вы смогли с ними поделиться?

— Мы можем поделиться собственными знаниями, как теоретическими изысканиями, так и практическими наработками. В ГПНТБ СО РАН сложился уникальный по своему составу подбор древнерусских рукописных и печатных книжных произведений. Среди них самая интересная — группа исторических, литературных и полемических рукописей и книг: Русские Хронографы, Четьи сборники, Прологи, Патерики; книги догматического, духовно-нравственного и богословского характера; издания русских первопечатников Ивана Федорова и Петра Тимофеева Мстиславца, других типографов более позднего времени.

Деятельность отдела редких книг и рукописей связана с темой сохранения памятников письменности и предоставления доступа к ним для исследования ученым, историкам, филологам, искусствоведам. Богатый опыт работы с книжным наследием, археографическая деятельность, экспертиза и восстановление старых изданий и рукописей очень ценны и привлекают внимание как российских специалистов, так и книжников из других стран.

Другие исследовательские направления, традиционно интересные теоретикам и практикам, связаны с тематикой, разрабатываемой книговедами. Например, с изучением самиздата — специфического способа бытования общественно значимых неподцензурных текстов, выпускаемых самостоятельно, ограниченными тиражами, без формальных признаков, зачастую неподконтрольного. Современный самиздат получил новые импульсы к развитию. Это явление — на пике интереса во всех странах мира, мы готовы поделиться своим опытом по данной тематике.  

Еще одно направление деятельности ученых — изучение эго-документов, огромного пласта источников личного происхождения, дневников, воспоминаний, записей, писем. Я думаю, что эта тематика тоже неисчерпаема. В советское время эти источники были не очень востребованы в силу идеологических ограничений. А сегодня мы считаем крайне важным изучать историю через личные переживания и впечатления, через отношение писавших их людей к конкретным событиям. Все это позволяет через личное взглянуть на наше историческое прошлое; оно становится ближе и понятнее для наших современников.

Мы интересны нашим коллегам исследованиями развития экосистемы открытой науки и практиками использования разнообразных ресурсов открытого доступа и навигаторов по ним; нашими проектами по формированию информационной инфраструктуры научно-технологического развития региона, а также научно-технических библиотек страны и многими другими исследованиями.

Как устроена экономика таких мероприятий? Как правило, у госучреждений есть госбюджеты и госзадания, которые должны быть выполнены в рамках этого бюджета. Но есть самостоятельно заработанные деньги и собственные инициативы, не связанные с госзаданием. Как этот процесс строится у вас? Есть ли такое разделение финансирования? Например, подобные конференции входят в госзадания и финансируются государством или вы их проводите сами?

— Экономический процесс проведения или поддержания подобных конференций примерно такой же, как и в других госучреждениях. Конференция научно-исследовательская, она связана с нашей прямой деятельностью, поэтому она входит в наш план всегда. Мы в первую очередь опираемся на свои ресурсы: организуют ее сотрудники библиотеки, проводится она в наших собственных помещениях. Это большой плюс и большое преимущество.

Ну и, конечно, чем масштабнее мероприятие, тем больше мы привлекаем соорганизаторов — мы вступаем в сотрудничество со многими другими организациями, как государственными, так и коммерческими. Это сотрудничество может быть в том числе в виде спонсорской помощи или просто обмена какими-то возможностями и ресурсами. Ежегодно нам помогают банки и многие другие компании, которые заинтересованы в развитии библиотек, в сотрудничестве с ними.

Например, у нас есть опыт сотрудничества с оператором связи: удаленное общение на одной из конференций LIBWAY проходило в онлайн-режиме на платформе МТС-Линк. Для нас это было важно, потому что иностранные специалисты могли спокойно подключиться к онлайн-трансляции нашей конференции. Компания пошла навстречу нам, и право пользования платформой на время проведения конференции ГПНТБ СО РАН получила бесплатно. Впервые в России оператор тестировал свой новый программный продукт именно на нашей конференции. Опыт взаимодействия оказался успешным для всех участвующих в нем сторон. В результате все прошло спокойно, на высоком техническом уровне, с необходимым качеством трансляции и записи, что очень важно для всех участников конференции.

Мы бесконечно благодарны партнерам за такое участие. В этом году с нами сотрудничала студия производства мультимедиа-контента «Медиакузня». Корпорация «Элар» (производитель компьютерных технологий и оцифровки документов) также в этом году пришла к нам с финансовой помощью. Мы привлекаем всех этих партнеров к совместной деятельности через некоммерческую структуру — Сибирскую ассоциацию академических библиотек.

У вас существует какая-то деятельность, на которой вы можете зарабатывать деньги? На чем вообще может зарабатывать библиотека?

— Помимо основной, библиотека осуществляет издательскую, образовательную деятельность. Мы предлагаем широкие образовательные услуги, и количество желающих обучаться, повышать квалификацию с каждым годом растет. Какую-то долю от этих финансов можно инвестировать в новые проекты, и мы это делаем.

Если вернуться к технологиям: как с точки зрения технологичности ГПНТБ СО РАН поменялась за последние 10 лет, и чего бы вам сейчас хотелось? Может быть, есть какой-то запрос к государству каких технологий вам не хватает, какой помощи, для того чтобы ускорить процесс цифровизации? 

— ГПНТБ СО РАН получает до 200 000 книг в год, иногда и больше. Поток книг, постоянно прибывающих в библиотеку, — впечатляющий. Идет постоянная работа с книгами. Существуют специальные технологии формирования фонда, обеспечения его сохранности, создания справочно-поискового аппарата, чтобы книги были доступны читателям, а выдача документов и справочно-библиографическое обслуживание проходили легко и быстро. Современного читателя сегодня волнует скорость получения информации, ее достоверность, максимальный объем и глубина, удобный функционал. Поэтому библиотечные технологии продолжают видоизменяться и совершенствоваться.   

Автоматизация библиотечных процессов началась еще в 1980-е годы и, кстати, мы занялись ею одними из первых в стране. Процессы автоматизации постоянно улучшаются, возможности меняются — технические, технологические — следовательно, и мы должны предлагать читателю более современный подход. В идеале читатель должен зайти на сайт, нажать кнопку, а потом просто прийти и получить необходимую информацию в виде печатной книги, ее электронной копии, каких-либо документов, статей и т.п. Это то, над чем мы работаем. Это не так быстро и не так просто, как хотелось бы, но в перспективе мы хотели бы прийти практически к полностью автоматизированным процессам библиотек — выдаче, приему, расстановке документов в фонд без участия человека.

В ГПНТБ СО РАН есть электронный справочно-поисковый аппарат (это все каталоги, картотеки, базы данных, связанные с поиском информации), внедрены электронный заказ документов и оформление книговыдачи, создание виртуальных книжных выставок, информирование пользователей посредством e-mail рассылок. Осуществляется оцифровка документов. Внедрены постановка на учет документов, поступивших в фонд, и оформление выбытия исключенных документов с помощью автоматизированного рабочего места «Комплектатор». Оформление передачи документов между подразделениями находится в процессе внедрения.

Технологические процессы идут постоянно, и очень многое зависит от исполнителей. Я думаю, что в скором времени искусственный интеллект придет нам на помощь, и многие процессы значительно ускорятся. Все это, конечно, требует серьезных ресурсов, в том числе финансовых, поэтому мы очень надеемся, что будет запущен федеральный проект развития научно-технических библиотек, который предусматривает оцифровку документов, создание реестра научно-технических библиотек страны. Мы рассчитываем принять в проекте самое активное участие. У нас для этого в наличие все возможности: разработана программа развития, имеются кадровые ресурсы, мы обладаем более чем полувековым опытом успешного сотрудничества-взаимодействия со всеми библиотеками Сибири и Дальнего Востока. Только теперь эта роль будет на ином, технологическом уровне развития. А для этого нужно погружаться в цифровизацию. 

Какой примерно процент фонда сейчас оцифрован у вас, и какие ближайшие перспективы?

— Мы занимаемся цифровизацией в первую очередь книжных памятников — редких книг и рукописей. Электронная библиотека «Книжные памятники Сибири» выложена в открытый доступ, читатели могут с ней ознакомиться прямо из дома безо всяких ограничений.

А вы как-то ставите этот вопрос перед государством? 

— Да, министерство образования знает об этих проблемах. Мы пишем письма и рассчитываем на поддержку со стороны Минобрнауки РФ. В аппарате Полномочного представителя Президента РФ в СФО тоже понимают важность этого вопроса и способствуют решению проблем библиотеки. 

Фото: Егор Тиммерман