Меню

От идеи до тиража: какие ошибки губят стартапы на этапе масштабирования

Автор фото: Ильнар Салахиев. Иллюстрация: -

Почему хорошая схема прибора — это еще не готовый продукт, и как правильно выстраивать весь путь к серийному производству. Подробности — в обзоре nsk.dk.ru.

Масштабирование производства в высокотехнологичной отрасли — не просто рост тиражей, а точка, в которой многие успешные изобретения теряют шанс выхода на рынок. Именно здесь в полную силу проявляются недоработки проектирования, слабость документации, кадровый голод и отсутствие организационной дисциплины. На круглом столе «Проблемы выхода в серию и масштабирования в приборостроении», организованном в рамках форума «Прибориум», эксперты микроэлектроники, инженерного образования и контрактного производства обсудили самые частые ошибки, которые допускают стартапы, и ключевые условия успешного выхода в серию.

В дискуссии приняли участие директор Передовой инженерной школы «Моторы будущего» Вячеслав Вавилов, генеральный директор «Троицкого инженерного центра» Евгений Горский, коммерческий директор «Электроконнект» Сергей Кононов, генеральный директор «МикроЭм Технологии» Георгий Левин, директор «ТеслаТэк» Иван Персидский, исполнительный директор АРПЭ Иван Покровский, директор «Унискан» Антон Рядинский, директор «Унискан-Ризерч» Алексей Стеринович и директор департамента науки и образования фонда «Сколково» Александр Фертман.

Открыл беседу генеральный директор компании «МикроЭм Технологии» Георгий Левин. По словам эксперта, одна из главных иллюзий молодых компаний заключается в том, что если прототип работает, то и серия заработает так же:

«Очень часто стартапы делают первую версию прибора буквально «на коленке» — ручная пайка, индивидуальная сборка, допуски «на глаз». На единичном макете все работает. Но когда изделие уходит в тираж на автоматизированную линию, начинают всплывать дефекты, которые в прототипе не проявлялись».

Эксперт уверен, что эти риски закладываются еще на этапе проектирования, и пренебрежение принципами DFX (Design for Manufacturing, Assembly, Test) дорого обходится бизнесу. Даже незначительные корректировки, предложенные производственной площадкой заранее, могут кардинально снизить уровень брака при серийной сборке.

Продолжая тему технологической подготовки, коммерческий директор компании «Электроконнект» Сергей Кононов отметил, что нестабильность поставщиков и материалов при масштабировании часто становится дополнительным источником проблем.

«На старте проекта предприниматели гибко лавируют между компонентами, поставщиками, логистикой. Но когда вы выходите в серию, эти маневры оборачиваются хаосом. Поставщики меняют спецификации, партии расходятся по качеству. Поэтому важно заранее зафиксировать, с кем и на каких условиях вы идете в тираж. Стабильность цепочки — залог управляемого производства», — подчеркнул спикер.

В продолжение разговора о стратегических решениях на этапе роста, директор компании «ТеслаТэк» Иван Персидский акцентировал внимание на психологическом аспекте развития бизнеса:

—  Разработчики  по натуре — творцы. Им всегда хочется доработать, улучшить, доделать. Но в производстве так нельзя. Бизнес должен четко понимать: либо вы создаете собственное производство со всеми капитальными издержками, рисками и нагрузками, либо передаете выпуск профессиональным контрактникам, которые несут ответственность за процесс.

Также, по словам Ивана Персидского, грамотное контрактное производство готово к подключению еще на стадии проектирования и оптимизации конструкции изделия с учетом особенностей серийной сборки. Это позволяет заранее минимизировать возможные дефекты и существенно снизить стоимость выхода в тираж.

Но даже если производственный партнер выбран, опасность возникает, когда предприниматель пытается перенести выпуск на новую площадку в процессе роста. Это, по мнению Ивана Персидского, — одна из самых болезненных точек масштабирования:

— Перевести проект между производственными площадками — потерять накопленные договоренности, разрушить ответственность, размыть контроль. Лучше сразу строить отношения с тем подрядчиком, который готов пройти с вами путь от прототипа до серии.

Также качественная техническая документация становится краеугольным камнем всего процесса. Без нее, по мнению эксперта, любые усилия обречены на срыв:

—  До сих пор мне приносят отсканированные PDF-файлы с невнятными обозначениями. Но документация — это инженерный язык. Любой следующий инженер должен открыть ваши файлы и без ошибок собрать изделие. Если этого нет, каждый новый этап оборачивается полем догадок и множит брак.

Продолжая разговор о разрыве между разработкой и производством, генеральный директор «Троицкого инженерного центра» Евгений Горский отметил, что отсутствие общего профессионального языка между инженерами и производственниками — одна из главных проблем отрасли:

— В лаборатории говорят — работает, а на линии не собирается. Разработчики не понимают требований технологов, а те не всегда могут объяснить ограничения оборудования. Это вызывает ошибки, брак, потери. А вся причина — в культуре инженерной коммуникации и плохо оформленной документации .

Особенно критично, по словам Евгения Горского, это проявляется при испытаниях:

—  Недопустимо в протоколах писать: «Визуально норм». Должны быть четкие измеряемые параметры, стандарты оценки. Только тогда можно контролировать качество на всех этапах.

Директор Передовой инженерной школы «Моторы будущего» Вячеслав Вавилов добавил, что большая часть стартапов думает о производстве уже тогда, когда оно буквально «горит под ногами»:

—  Разработчики часто приходят к производству, когда все уже собрано. Но тогда начинается процесс бесконечных доработок, переносов сроков, переделок. Думать о технологичности, допусках, методиках контроля надо еще в самом начале — вместе с продакт-менеджером, который соединяет интересы бизнеса, инженерии и производства.

Особую проблему организационной зрелости обозначил директор компании «Унискан-Ризерч» Алексей Стеринович:

—  На старте бизнеса отношения строятся «по-дружески», без жесткой фиксации ролей и ответственности. Но когда проект выходит в серию, это становится губительным. Необходимо четкое разграничение зон ответственности, строгая документация, понятная система принятия решений. Без этого производство не держится.

К этой мысли подключился директор департамента науки и образования фонда «Сколково» Александр Фертман. Он обозначил проблему более системно — как стратегический дефицит целой инженерной культуры:

—  Долгие годы мы не выращивали технологов, потому что закупали готовые технологии. Но теперь, когда технологический суверенитет стал реальным вызовом, оказалось, что у нас просто нет людей, которые умеют разрабатывать не только приборы, но и технологии их массового производства. У нас есть отличные проектировщики схем, но нет технологических инженеров.

Спикер также привел в пример опыт Германии: «В 90-е годы немецкая промышленность вложилась в университеты. 30 лет совместной работы — и у них сейчас мощнейшая школа технологических инженеров. Нам нужно пройти тот же путь, только гораздо быстрее».

Кадровый аспект в проблеме масштабирования обозначил и директор компании «Унискан» Антон Рядинский. По его словам, многие проблемы берут начало в образовательной системе:

—  Сегодня вузы отлично дают теорию: физику, химию, материаловедение. Но студенты совершенно не представляют, как работает реальное производство. Они не видят линий, не понимают ограничений технологического оборудования, не умеют оформлять полноценную документацию. А между тем именно это становится причиной срывов на этапе тиражирования.

Также по мнению Антона Рядинского, только тесная интеграция вузов и действующих производств позволит выпускать инженерные кадры, которые смогут успешно работать в промышленности.

Исполнительный директор Ассоциации развития приборостроения и электроники (АРПЭ) Иван Покровский обобщил: сегодня все большее значение приобретают не только разработки самих приборов, но и технологий их производства.

«Мир уходит от модели «мы все купим» к модели «мы должны уметь производить сами». Это касается не только схем, но и технологических процессов. Уже появляются компании, которые проектируют не приборы, а именно производственные процессы — линии, оснастку, алгоритмы контроля. Это совершенно новая компетенция, которая будет определять конкурентоспособность отрасли», — подчеркнул спикер.

Автоматизация стала отдельным важным блоком дискуссии. Георгий Левин напомнил, что уровень роботизации в России остается крайне низким — около 19 роботов на 10 тыс. рабочих мест.

Генеральный директор компании «Астек» Евгений Липкин добавил: «Купить робота — не проблема. Сложность — это вся инфраструктура вокруг: системы зрения, алгоритмы синхронизации, оборудование, сервисное обслуживание. Настроить работающую автоматизированную линию — это годы работы и серьезные инвестиции. Но кадровый дефицит сегодня настолько острый, что иногда робот — это единственный шанс вообще обеспечивать выпуск продукции».

Иван Персидский привел конкретный пример того, как уже сейчас автоматизация может снижать нагрузку даже на уровне документации:

— Мы применяем нейросети для распознавания конструкторской документации. Искусственный интеллект обрабатывает сканы, извлекает параметры компонентов, формирует производственные файлы для линий. В перспективе такие системы смогут проверять платы на брак даже точнее опытного технолога.

В финале дискуссии все участники сошлись во мнении, что грамотное масштабирование — всегда кризис зрелости компании. Побеждает не тот, кто первым собрал прототип, а тот, кто с самого начала закладывает дисциплину в проектировании, документировании, управлении поставками и организации производства.

«Переход от прототипа к серии — не просто расширение, а переход в другую культуру. Кто его не пройдет — уйдет с рынка», — резюмировали Иван Персидский.

Фоторепортаж Ильнара Салахиева