Меню

Игра окончена: кто хозяин в вашем бизнесе — практика или разум?

Автор фото: Александр Иванов. Иллюстрация: Предоставлено спикером

Шринкфляция, даунсайзинг, нечестный маркетинг. Если эти слова вам ни о чем не говорят — ваш бизнес в зоне риска.

Состояние растерянности (пусть будет такое определение происходящего) у ряда собственников, руководителей, сотрудников вызвано многими внешними факторами. Но есть у этого и внутренние причины. Очень долго у нас в бизнес и работу играли и что-то практиковали. Кто-то продолжает это делать до сих пор. Это здорово. Но во всем должна быть уместность и правильная дозировка.

Игра, практика — прекрасные помощники, но плохие хозяева. Хозяевами должны быть мысль, разумность. С другой стороны, весьма часто стоит задавать вопрос, кому это выгодно? Кому выгодно, чтобы играли и непонятно что практиковали, вместо того, чтобы думали, мыслили?

Что происходило, происходит и будет происходить во внешней среде?

1. Глобальность — быстро и серьезно меняющийся мир. Явлений много, но стоит выделить три особых.

Технологии, которые определяют преимущества не просто на несколько лет, а на десятки лет (я бы даже сказала, счет пошел уже на сотни), создают колоссальные разрывы, а значит, весьма отличные друг от друга секторы, что может играть как в плюс, так и в минус.

Геополитика и геоэкономика, которые тянут за собой все остальное, причем их мощь можно сравнить с ураганами.

Игра видимого и невидимого, поверхностного и глубокого восприятия. Если мы выглянем в окно, то увидим знакомое небо, пока еще зеленые деревья, привычную, казалось бы, спокойную суету людей и движение авто. Но это лишь видимость. Невидимое — не значит, отсутствующее в принципе. То, что в определенный период невидимо, однажды станет проявленным, наберет силу и станет трендом, а то, что было трендом, однажды уйдет. Хорошо, когда в любой период есть полное восприятие реальности.

Не на все в этом вопросе у российского бизнеса есть возможность повлиять, тем более изменить, однако максимально учитывать и адаптироваться (лучше заранее) необходимо.

2. Локальность — подмена и искажение понятий, что затрудняет ориентацию в происходящем и выработку решений.

Например.

Снижение морально-нравственных качеств у всех участников рынка — как это ни странно, это важно, особенно в текущих и предстоящих условиях рынка.

Шринкфляция и даунсайзинг — все ли руководители отделов продаж, коммерческие директора, руководители и директора по маркетингу знакомы с этими понятиями, причинами их появления и следствиями?

Минимизация разнообразия на полке и антитренд на засилье СТМ-сетей и прочее, что сужает возможности для игроков рынка, а в текущих условиях создает особые риски.

Нечестный маркетинг, а также в этом контексте стоит сказать и о нечестном HR- маркетинге.

Дефицит производственных кадров (а также высокопрофессиональных управленческих — слишком многие умеют играть и практиковать в погоне за очередной модной идеей, и слишком мало тех, кто умеет думать, да еще на опережение), который будет еще ощутимее. Уже давно многих специалистов ищут по всей стране, при этом люди не имеют особенности молодеть — они, к сожалению, имеют особенность стареть и не только. На фоне любви HR к стереотипам и шаблонам в поиске и подборе кадров это еще больше сужает возможности предприятия.

А вот здесь есть большой простор для деятельности и масса возможностей, особенно если подойти к этому с умом и творчески.

3. Производитель, продавец. Что можно выделить здесь.

Способность экспериментировать и создавать ноу-хау, да и просто креатив, с которым у нас в последние годы, даже в рекламе, стало совсем грустно и банально (при этом глупость — не креатив).

Необходимость расшифровать обратную связь от потребителя и принимать решения с учетом именно этой расшифровки. К сожалению, обратную связь многие компании не воспринимают, а если воспринимают, то буквально, и это ошибка. Ее необходимо расшифровать. Аналогично подходят и к анализу коммуникации с клиентами, анализу звонков, из-за чего теряется масса ценной информации — идеи для рекламных кампаний, целые сегменты рынка и пр.

Готовность учиться, заимствовать у других рынков, объединяться, расширяться — ведь эпоха интеграции, синтеза давным-давно началась. Специализация — грубейшая ошибка. Специализация возможна только на стадии появления нового рынка и частично — на начальном этапе развития рынка. Так же она может быть эффективна лишь в некоторых сегментах некоторых отраслей. Во всем остальном и дальше — это не эффективный путь.  Поэтому интеграция и универсальность — в помощь. А для этого нужны синтез, целостность, широта, системность, надсистемность и пр.

Быстрая адаптация + сохранение долгосрочности планирования (этому можно поучиться и у китайской мудрости) — еще одни незаменимые помощники.

Кооперация с другими производителями (со своего рынка, с других рынков, но с которыми общие проблемы) для решения вопросов, с которыми по одиночке не справиться.

Умение быть независимым от сетей — это для многих предприятий очень болезненный вопрос, требующий системного подхода в решении. Так что в этом блоке также есть большой простор для деятельности и масса возможностей. Профессионализм и креатив — в помощь.

4. Потребитель, который в массе своей на многих рынках просто находится в шоке от всего происходящего. Привыкает — куда деваться. Но недовольство, разочарование и напряжение сохраняются и нарастают, причем большими темпами.

Да, с одной стороны, есть отсутствие качественной обратной связи от потребителя, но с другой — чего ожидать от него, если анализ — формальный, заведомо ничего не меняющий, и потребитель об этом заранее прекрасно знает.

Потребитель легко обещает и легко нарушает обещание — почему бы ему так не делать в текущих условиях, с учетом всего вышесказанного?

Правильные вопросы в исследованиях, опросах, аналитике + нестандартная расшифровка ответов + отказ от формальности с примесью «универсально-модно-навязанных технологий» + грамотная аналитика продаж (неслучайно именно анализ — фундаментальная управленческая компетенция) помогут стать ближе к потребителю и вернуть его хотя бы в нормальное, спокойное состояние, что позитивно скажется на его желании покупать, сохранять лояльность и пр.

Внешняя среда всегда сложная, а в некоторые периоды — особенно. Это побуждает мыслить, прежде чем делать, что приводит к новому усложнению.