Красивая статистика, некрасивая реальность: как новосибирские застройщики прожили 2025 год
Официальная статистика фиксирует спад, опытные девелоперы говорят, что видели кризисы и пострашнее. Хотя многие демонстрируют осторожность или пессимизм. Кто прав в оценке 2025 года?
Издание «Деловой квартал» организовало на площадке ресторана «Лето» круглый стол, чтобы подвести итоги непростого 2025 г. для новосибирского строительного рынка и дать прогнозы на 2026-й. Эксперты обсудили реальные объемы ввода жилья, влияние господдержки на развитие отрасли, изменение поведения покупателей и тренды, которые определят ближайшее будущее бизнеса.
В обсуждении приняли участие (представлены в алфавитном порядке): руководитель отдела клиентского сервиса Digital-агентства Finepromo Сергей Алёхин, управляющий партнер СЗ «Камея» Алексей Баев, владелец холдинга TS Group Александр Бойко, начальник управления архитектурно-строительной инспекции мэрии Новосибирска Ирина Бокова, директор агентства БК Недвижимость Олеся Бугрова, директор по продажам ГК «БУСЫ» Алексей Епанчинцев, директор агентства RID Analitycs Елена Ермолаева, коммерческий директор «Дом-Строй» Алена Зайцева, учредитель, основатель и директор ГК «ВербаКапитал» Вадим Ильченко, генеральный директор «СТС-автомобили» Павел Костенко, директор строительной компании «Зодчий» (ИЖС) Дмитрий Лапшин, президент SKY GROUP Владимир Литвинов, коммерческий директор компании «Два ключа» Екатерина Мальцева, основатель «Группы МЕТА» Владимир Мартыненков, директор ООО «Дорогой Новосибирск» Елена Михайлова, основатель компании «НАЗАРОВ» Александр Назаров, независимый аналитик рынка недвижимости Сергей Николаев, финансовый директор «Дом-Строй» Наталья Новикова, начальник отдела развития АО Агентство развития жилищного строительства Новосибирской области Василий Ожередов, коммерческий директор АН «Квартирный портал» Оксана Орлова, руководитель отдела продаж «Группы МЕТА» Татьяна Победная, генеральный директор завода «Динал» Андрей Попов, старший партнер ЮК «Шумская и партнеры» Максим Посаженников, эксперт ГК «ЁЛКА девелопмент» Игорь Рылов, директор по развитию бизнес-комьюнити One Company Алексей Сержанов, директор СЗ «Гранд» и СЗ «Талантлаб» Виталий Темишев, менеджер компании «Аванта Связь» Сергей Черный, собственник лофта «Мельница» Дмитрий Яухман.
«В прошлом году показатель был выше: ИЖС — 250 тысяч «квадратов», МКД — 1 277 000. Задел у нас оказался самым низким за последнюю пятилетку и на конец года составил 3,7 млн кв. м. Но в этом году он увеличился — мы уже выдали шесть разрешений на строительство за месяц, и еще 143 000 кв. м добавятся в копилку заделов», — отметила Бокова.
Так как сейчас большая часть жилья строится в рамках комплексного развития территорий, это стало отдельным пунктом отчета мэрии: сегодня, по данным администрации, заключено 36 договоров КРТ на площади 147 гектаров. На сегодня на этих площадках, в рамках 22 договоров КРТ, выданы разрешения на строительство почти 2 000 кв. м жилья.
«Кроме того, мы активно занимаемся вводом проблемных объектов. Разработали дорожные карты и уже ввели десяток жилых и несколько нежилых долгостроев. Также активно вводим социальные объекты, но я хочу отдельно отметить, что благодаря социальной ориентированности новосибирских застройщиков много таких объектов мы вводим за счет внебюджетных источников», — заключила Ирина Бокова.
«По показателю вывода новых квартир на рынок мы падаем третий год подряд, и в 2025 году откатились примерно на пять лет назад. Остаток непроданных квартир сейчас — на максимальном уровне. На начало января 2026 года 59 500 квартир в Новосибирске — это стройки, и еще 15 800 — непроданные квартиры в сданных домах. Общее снижение объема продаж год к году составило 10,5%. Снижение вывода новых проектов на рынок — 25%».
Аналитик отметил, что трендами-2025 стали смещение рынка в сторону жилья «эконом-класса» и вертикально интегрированных компаний, рост доли готовых квартир в общем объеме продаж застройщиков, снижение объемов ипотеки, рост доли вторичного рынка в общем объеме продаж.
В 2026 г., согласно прогнозу Николаева, до 25% застройщиков нарушат сроки ввода объектов в эксплуатацию, в том числе за счет приостановки проектного финансирования, до 30% проектов встанут на паузу, потому что уже сейчас, по словам аналитика, 20-25% строек — это «имитация труда».
«Возможны единичные банкротства застройщиков во второй половине года, в том числе через поглощение. Основным инструментом продаж станет рассрочка в разных вариантах. Появятся обманутые дольщики. На рынке окажется большое число земельных участков и проектов с разрешениями на строительство. В течение двух-трех лет отложенный спрос, в том числе на депозитах, существенно превысит предложение, и в 2027-2028 годах рынок перейдет из рынка покупателя в рынок продавца», — заключил Сергей Николаев.
«Я думаю, это эффект «бегства от денег». Люди опасаются девальвации: курс рубля неимоверно укрепился, и это как бы намекает, что ситуация нездоровая, и, возможно, многие боятся резкого ослабления рубля и роста цен. И если говорить про цены, то прирост за год, по нашим данным, составил 10,5% — это самая слабая динамика с 2019 года. Соответственно, все показатели — число и ДДУ, и выданных кредитов, и проданных квартир — резко подросли в четвертом квартале. Например, количество ДДУ выросло на 39% по сравнению с третьим кварталом, а количество ипотечных кредитов — на 70%. Но это, конечно, «прыжок дохлой кошки», потому что экономика нам говорит о том, что поддержки такому росту нет».
При этом, по данным аналитика, в отличие от города, пригород Новосибирска в прошлом году показал прирост цен почти 22%:
«Здесь, конечно, работает сельская ипотека, брать кредит под 3% сегодня — это подарок, и не воспользоваться такой возможностью было бы глупо».
«Как верно отметили аналитики, прошлый год был неоднозначным и непростым, не было рекордов, был спад по выручке, по объемам работ. Но это и заставило нас перестроиться, и мы четко видим, что рынок разделился на масс-маркет и премиум-сегмент. Средний класс размылся, ипотека, которая была драйвером роста компаний в 2023-24-м годах, исчезла, деньги стали дорогие — это вынудило нас перестроиться и найти другие подходы к клиентам и схемы работы. И я могу сказать, что январь 2026 года для нас оказался лучшим за последние четыре года и по выручке, и по объемам, и по количеству объектов. Мы думаем, что рынок и дальше будет сегментироваться, и нужно просто подстраиваться и находить пути».
Говоря о прогнозах на 2026 г., Елена Ермолаева отметила:
«Я считаю, мы уже находимся в экономическом кризисе: итоговый рост ВВП за 2025 г. составил 1%, а если из этого вычесть ВПК, то, скорее всего, уже идет снижение. Мы точно входим в экономический кризис, и какой он будет глубины и продолжительности, мы не знаем. Но мы это уже проходили не раз — посмотрим, как будет теперь. Наверное, продолжится слабый рост, потому что у строительных компаний просто нет других вариантов из-за высокой инфляции и кредитной нагрузки».
«Чем больше нас гоняют, тем больше мы закаляемся. Расслабляться некогда: постоянно случаются новые законы, под которые приходится подстраиваться, но мы как строили, так и строим, потому что надо жить и все, хоть жизнь и вносит неожиданные коррективы. Но я хочу отметить, что при всем этом качество жилья в Новосибирске очень сильно улучшилось — надо отдать должное застройщикам. Себестоимость из-за этого, конечно, растет и снижаться не будет — об этом можно даже не мечтать. Хотя мы ищем пути, где можно немного подсократить затраты, но для этого нужны технологии, которые требуют вложений, поэтому пока снижения себестоимости мы не увидим. Мы нашли возможность немного оптимизировать наши затраты: мы первыми в России запустили лифт скоростью 2,5 метра в секунду. Чем выше скорость у лифта, тем меньше лифтов можно устанавливать в подъезд, теоретически это может снизить затраты, сейчас мы тестируем эту «гипотезу». Кроме того, это ведь влияет на продажи, так как становится конкурентным преимуществом — это тоже нужно учитывать, потому что мы давно не продаем просто квартиры — надо делать какие-то «плюшки».
«Мы переживали и тяжелее времена, чем прошлый год, поэтому мы закаленные — 2008-2009 были гораздо сложнее, а уж 1991-й — и подавно. Мы научились адаптироваться. Прошлый год был сложный, эволюционный — огромное количество нововведений, налоговые «эксперименты» над застройщиками. По нашему мнению, идеи, которые предлагают налоговики, пока не стыкуются с Налоговым кодексом. Поэтому мы будем эти вопросы обсуждать. А что касается качества объектов, то хочу сказать, что это уже стало особенностью Новосибирска — не везде есть такое количество качественного жилья: у нас высокая конкуренция, поэтому застройщики стараются. И будут стараться, если им не будут мешать».
«Я хочу разочаровать тех, кто оптимистично смотрит на рынок коммерческой недвижимости: на конец февраля наша ожидаемая заполняемость в бизнес-центре — 78%. Год назад она составляла 99,6%. Все катастрофически «повалилось» примерно с мая 2025 года. Мы очень осторожно относимся к увеличению арендной платы, но пытаемся потихоньку выравнивать, потому что без этого никак, но это все сложно. До этого три года подряд мы агрессивно поднимали арендную плату, и это воспринималось нормально. А сегодня мы даже не приблизились к нормальной для сегодняшних реалий арендной ставке, потому что для клиентов она будет неподъемной. Я всегда говорю: если сегодня вы строите бизнес-центр класса A, то у вас арендная плата должна начинаться с 7,5 тысяч рублей за квадратный метр, если вы хотите качественно строить и качественно управлять. Но я согласен с коллегами в том, что мы проживали и более тяжелые времена. Вопрос только — как мы к этому относимся. Можно сказать: «Это выше моих сил», а можно сказать: «Я сдохну, но сделаю». Неизвестно, конечно, что из этого получится быстрее, но только мы выбираем: есть две реки — жизнь и вечность — и от того, какое решение мы примем, зависит то, в какую реку мы войдем и кем мы в нее войдем».
«Так как у нас сейчас нет своих строительных проектов, мы снова занялись концепциями. К нам обратилось несколько застройщиков, и мы пришли к выводу, что КРТ — это, конечно, здорово, но это убивает креатив. В городе не осталось интересных творческих застройщиков, которые бы рисковали, делая что-то уникальное. Теперь все берут большие территории и конкурируют примерно одним и тем же, к сожалению. Это нормально, это тенденция развития. Но, с другой стороны, сейчас из-за этого наступают времена «больших капитанов», и не осталось маленьких компаний, которые бы могли себя проявить. В этом плане мне жаль, что невозможна точечная застройка, где иногда можно нагло, красиво что-то сделать и показать, как можно на той территории, в которую никто не верит, создать что-то интересное. В этом смысле, я думаю, наступило хорошее время для маленьких городов — Обь, Бердск. В ближайшие год-два там будет очень интересная конкуренция и взрывной рост, потому что там нет требований по социалке, как в Новосибирске, там хорошо работает ипотека. А так, конечно, застройщики сейчас будут, скорее всего, конкурировать только деньгами, и в этой ситуации, наверное, у вертикально интегрированных холдингов больше всего шансов».
*Согласно постановлению, за нарушение срока передачи объекта строительства застройщику не начислялась неустойка с 22 марта 2024 г. по 31 декабря 2025 г. включительно. Также не начислялась неустойка за нарушение срока устранения недостатков, штраф за отказ добровольно удовлетворить требования дольщика.
**Застройщики получили отсрочку по уплате неустойки и других финансовых санкций до 31 декабря 2026 г.
Прогнозируя будущее, участники круглого стола плавно перешли к трендам: что же станет важным в 2026 году, чем нужно будет привлекать покупателей, как будут обстоять дела с материалами, например, одной из главных составляющих облика дома — окнами?
«Они работают будто бы по старым рельсам, стараются выступать как статисты, говорящие головы, и упускают клиента».
По его наблюдениям, отделы игнорируют изменившиеся привычки покупателей: те все чаще предпочитают переписку в мессенджерах звонкам, но менеджеры продолжают названивать, что ведет к потере контакта. В качестве решения Алёхин видит глубокую автоматизацию первичного взаимодействия:
«Доверив базовый прозвон роботам и ИИ, которые адаптируются под запросы клиентов и разговаривают более-менее по-человечески, можно ускорить обработку и не упускать лиды».
Что касается рынка, то драйвером спроса остаются льготные ипотечные программы, на которые приходится около 65% предложений. Однако стоимость привлечения клиента растет: цена лида из платного трафика за год выросла на 30-40% в основном из-за медиаинфляции. Средний чек за целевое обращение для застройщика, по данным эксперта, сейчас колеблется от 10 до 18 тыс. руб. Под это, как и под поведение покупателя, нужно подстраиваться, считывая малейшие колебания как можно быстрее, чтобы не упустить выгоду.
Кроме некачественной работы отделов продаж, покупателей отпугивают любые сложности, которые может им создать проживание в том или ином жилом комплексе, и современному застройщику, выходя на рынок к очень требовательному покупателю, важно учитывать любые нюансы. И чтобы побеждать в конкурентной борьбе, придется обращать внимание на мельчайшие детали. Например, связь на парковках и в лифтах.
Также эксперт обратил внимание на то, чего часто не учитывают застройщики: связь может ухудшаться не только в труднодоступных местах, но и в квартирах — из-за отделочных материалов:
«Бывают элитные дома, отделанные дорогими фасадными материалами — например, мрамором — и они очень плохо пропускают сигнал. Кроме того, когда такая отделка уже произведена, обычно никаким образом усилить сигнал нельзя, потому что кабель на мраморе будет смотреться не эстетично. Поэтому такие вещи нужно понимать и учитывать заранее. Ведь качество складывается из мелочей».
«Конец года для нас был очень насыщенным. Мы превысили показатели двадцать четвертого года по продажам на 8%, по выручке получили тот же самый результат. Это говорит о том, что запрос у строителей стал более избирательным, сместился в сторону более долговечного окна, которое не приносит проблем ни инвесторам, ни застройщикам (а мы предлагаем именно такие). Мы это подтвердили концом года, когда заключили контрактов до середины 2026 года. Уже в январе мы превысили объемы на 250%», — отметил Попов.
Что касается трендов, то, по словам эксперта, за последние 10 лет рынок пластикового окна упал в 2,2 раза (с 68 до 28 млн кв. м), а рынок алюминиевых оконных изделий вырос за тот же период примерно в 10 раз.
«Я думаю, это связано и с ориентированием на долговечность, и, как следствие, с экологическим фактором: сейчас оконщики платят экосбор за каждое оконное изделие, которое производят, потому что пока не существует переработки пластиковых окон, и они просто идут на свалку, и через 20-30 лет будут засорять нашу планету. Это выступает определенным стимулом тренда на алюминий. В этой связи мы в конце года приняли решение приобрести новую линию роботизированной сборки алюминиевых изделий. Это новинка для нашего региона, да и в стране такого оборудования пока нет. Мы будем возвращать свои позиции по алюминию, которые у нас в какой-то момент были утеряны. Мы считаем алюминиевое окно более конструктивным и долговечным, что очень важно для решения разных задач застройщиков», — сказал эксперт.
Конечно, по словам Андрея Попова, бюджетные задачи продолжит решать ПВХ окно, но алюминия будет становиться все больше. Правда, есть и одна серьезная проблема: в 2025 г. оконная фурнитура немецких поставщиков ушла с российского рынка.
«Это значит, что то качество, к которому привык наш потребитель, через какое-то время мы уже не сможем повторять. Мы вынуждены замещать немецкую фурнитуру. Пока у нас остаются каналы поставок, мы ими пользуемся, но полагаю, что через пару-тройку месяцев они перестанут существовать. Поэтому трендом 2026 года будет некоторое ухудшение качества окна, но мы все равно снова найдем решение», — заключил Андрей Попов.
Завершая обсуждение за круглым столом, участники пришли к выводу, что главным трендом-2026 станет объединение — и коллаборации внутри отрасли, и сотрудничество со смежными сферами, и даже консолидация рынка.
«За 27 лет работы мы с застройщиками в Новосибирске, Кемерове и Томске реализовали очень много совместных проектов, нацеленных на совместные продажи. Поэтому мы всегда достаточно близко шли, чувствовали и видели, что происходит с нашими рынками и ориентировались друг по другу в прогнозах. Мы сейчас находимся с вами на одном из стандартных экономических витков — высокие продажи, низкая процентная ставка, банки раздают кредиты застройщикам, клиентам и автодилерам — низкие ставки. Коль у нас плановая экономика, государство планово погрузило экономику в цикл, когда процентные ставки повышаются, инфляция растет, продажи падают, и экономика охлаждается. Когда этот цикл будет пройден, дальше будет только хорошо, — с оптимизмом завершил встречу Павел Костенко».
Фоторепортаж Романа Барникова