Меню

Андрей Заворин: «Большая угроза для цифровой экономики — это люди»

Иллюстрация: Предоставлено спикером

«Информация в мире удваивается каждые пять лет, а через пять лет будет удваиваться каждые два месяца. И тут возникает дилемма. Либо мы вымрем, как динозавры, либо станем какой-то другой сущностью».

Когда скорость жизни растет быстрее, чем разгоняется автомобиль Lamborghini, когда в сутках уже давно не 24 размеренных, а тысячи концентрированных часов, человек становится беспомощным перед обработкой огромного массива данных, которые получает извне. Что с этим делать? Строить цифровое будущее. Чем и занимается основатель компании Ivoice Technology Андрей Заворин.

Пять лет назад человек из мира HR, взявшись за спецпроект для рекрутеров, понял, что лучшим вариантом, например, массового найма сотрудников станет голосовой помощник — так родился знаменитый робот Вера, который давно стал самостоятельным явлением, и им уже пользуются мировые корпорации. «Мы создаем цифровых двойников компаний», — говорит Андрей Заворин, который уверен, что без таких технологий у этого мира нет будущего.

Венчурные проекты как основа цифровой экономики

— Пять лет назад я решил, что хочу заниматься бизнесом там, где я нахожусь, а не жить там, где находится мой бизнес. Кроме ИТ я не нашел сферы, в которой можно эту идею реализовать, поэтому прокачивал все, что было связано с информационными технологиями, и все свои инвестиции я сейчас, по сути, вкладываю только в ИТ-проекты.   Меня можно назвать, пожалуй, венчурным предпринимателем, потому что мои проекты достаточно рискованные, они являются инженерно, продуктово и технологически новыми.

Один из них — это Sport Priority, платформа для бронирования спортивных абонементов. Это портал и CRM-система для фитнес-клубов, учреждений спорта и здоровья. Она сейчас работает в Москве и Новосибирске, и мы планируем запустить ее еще в трех городах.

На мой взгляд, мы сделали очень важную вещь. По оценкам властей, мы попали в их болевую точку. У департаментов физкультуры и спорта любых муниципалитетов и субъектов есть задача обеспечить определенный процент вовлеченности населения в спорт и здоровый образ жизни за конкретный период времени. Есть также поручение президента — развивать цифровую экономику в спорте. Никто не знает, как это делать, не потому что некомпетентны, а потому что это оказалось неожиданно. Поэтому мы взялись за этот проект — он сейчас крайне актуален.

Мы разработали систему CRM, которую отдаем пользователям бесплатно. Они могут получить систему расписаний занятий и мероприятий, а также возможность создания своего сайта — пользователь может создать с помощью этого приложения свою страничку быстро и без помощи программистов. Он может организовать собственное мобильное приложение, через которое будет налаживать коммуникация со спортсменами и любыми другими клиентами.

Мы приняли стратегическое решение отдать это все госструктурам бесплатно, чтобы они могли использовать проект в том числе для решения тех задач, о которых я сказал выше. А зарабатываем мы на том, что можно делать за деньги, ведь, помимо бесплатного функционала, есть много задач, которые надо реализовывать — например, реклама. По сути, мы создали что-то вроде Букинга.

Такие истории, когда бизнес что-то делает ради бизнеса, но в то же время бесплатно отдает что-то власти, являются сильным рычагом для развития цифровой экономики. Для нас это ничего не стоит, потому что смысл в том, что создается экосистема, ценность, которая людям близка и понятна, и они становятся ее пользователями.

Это набор решений, приложение, которое может работать на любой город России. Сейчас мы провели переговоры с Беларусью, общаемся с Францией, чтобы понять, насколько вписывается в другую ментальность и другую среду такое явление — везде получаем положительные отклики. Потому что это большой агрегатор информации.

Таков первый успешный проект моей компании.

Цифровые двойники людей

Второй, и самый главный проект, которым я занимаюсь, — это компания Ivoice Technology. Ему уже два года. Начиналось все с разработки робота Веры, когда мы делали сервис для рекрутеров — была аутсорсинговая задача массового найма водителей, и мы создали голосового помощника для HR-ов. Сейчас робот Вера уехал за рубеж, его переинвестировали, и он живет своей жизнью.  

Мы начали инвестировать в развитие решений на базе речевых технологий, чтобы создавать своих речевых ассистентов. Начав эту деятельность, мы столкнулись с колоссальным количеством трудностей и проблем, и мне стало понятно, почему эти технологии сегодня еще не так развиты.

За два года работы наша компания дважды поменяла бизнес-модель, прошла два акселератора — мы не раз апгрейдились технологически, меняли структуру и архитектуру решений. Сейчас уже являемся не стартапом, а крупной операционной компанией, которая решает большие задачи. Я хочу сделать голосовых помощников доступными для любого бизнеса и любого человека: превратить сложную сущность — технологию в простую — продукт.

По сути, это укладывается в парадигму решений того же Битрикса или подобных, знакомых и понятных вещей. Мы делаем то, что является основой шеринговой экономики, то, что называется, — бери и пользуйся. Не надо ничего изобретать и придумывать, это дорого, поэтому проще не создавать, а брать готовые решения.

Принцип коробочных решений, которые мы создаем, заключается в том, что они не требуют высокой кастомизации и новой IT-разработки — для пользователей ее там минимум или вовсе нет.

Речевые технологии стали «живыми» только три года назад. До этого уровень распознавания речи был недостаточным, чтобы решать бизнес-задачи. Сейчас это все стремительно развивается с точки зрения доступности. Мы встали в авангарде этого движения. По сути, мы создаем цифровых двойников.

Цифровая революция, которая сейчас произошла, сделала цифру второй реальностью, потому что в ней есть человек. В Фейсбуке есть человек, в Инстаграме, в «Одноклассниках» — это мы, реальные, это наши слепки, наши аватары, это цифровые отпечатки, двойники.

Так вот, тот бизнес, который мы строим, — это создание цифрового двойника компании — колл-центра, человека, сервиса. Цифра — это продолжение наших мыслей, поступков, действий. Мы сегодня столкнулись с тем, что эта реальность бросает другие вызовы, она диктует абсолютно другие моральные правила, бизнес-правила. Мы пытаемся к этому адаптироваться.

И те, кто адаптировался, уже успешны в бизнес-среде. В жизни и на рынке — новые правила, и они стремительно меняются, мы даже не успеваем фиксировать это.

Все меняется — даже наше образование уже перестает работать с точки зрения полезности для бизнеса, мы непродуктивны, нам требуется все больше навыков, нам надо усваивать все больше информации, и развивать навыки ее обработки — скорость ее усвоения становится ключевой для выживания.

Это я и пытаюсь уложить в идеологию того, что мы делаем. Создавая голосовых ассистентов, мы таким образом многократно увеличиваем продуктивность компаний — обработать какую-то транзакцию голосом стоит в разы дешевле, чем человеком. При этом один голосовой ассистент заменяет десятки и сотни людей, он эффективнее в порядки раз. 

Автоматизация как решение проблемы человеческого фактора

Сотрудничая с большим количеством людей, работодатель сталкивается с проблемой выгорания, кто-то ежедневно приходит или увольняется — тратится время и деньги на обучение сотрудников, наставничество, контроль за ними, управление, стандарты качества — все это требует постоянной фокусировки, и это плохо управляемый процесс.

Поэтому, если что-то можно автоматизировать, это нужно автоматизировать. Как только компания делает своего бота, голосового ассистента, она задает новый стандарт. И этот стандарт будет ровно таким, каким она его сделала — не плохим и не хорошим, а адекватным ее запросам. Мы создаем инструмент, который можно использовать, задавая нужные параметры.

Мы помогаем строить системы внутренних и внешних коммуникаций голосом, потому что понимаем, что роботы работают в порядки эффективнее и стандартизированнее, чем люди.

Кроме того, цифра позволяет накапливать информацию. Это очень важно, поэтому нам необходимо контролировать деятельность и результаты сотрудников. А на людях мы ведь теряем огромное количество информации, и у нас нет объективной картины их эффективности, даже если они пишут ежедневные отчеты о проделанной работе.

Когда мы работаем с цифрой, то превращаем голос в текст и сохраняем его навеки. Мы можем обработать огромный массив данных — сколько было звонков в вашу компанию, в какое время, о чем говорили и так далее. Мы помогаем компаниям оцифровать самое сложное — голос.

Сегодня уже много вещей можно оцифровывать. Практически все — уже существуют системы и зрительного распознавания, не только голосового. Мы можем создавать цифровые слепки, идентифицировать конкретных людей по голосу.

Мы делаем такие решения доступными для малого бизнеса, их стоимость — порядка $100-1000 для внедрения в компанию, это очень доступно. Например, Сбербанк или авиакомпания S7 в свое время потратили годы и сотни тысяч долларов, чтобы создать свои системы.

Да, мы тоже потратили эти деньги, мы проинвестировали платформу, но мы сделали то, что было невозможным еще пять лет назад — создали систему экопродуктов на базе нейросетей, сервисов машинного обучения, и сегодня занимаемся продвижением этого проекта.

Амбассадор новой реальности

Я — амбассадор этих технологий, я занимаюсь их популяризацией, рассказывая, что мир может быть устроен совсем по-другому! Чего нам сегодня не хватает, так это квалификации и понимания, как с этим всем работать. Поэтому я езжу по конференциям, выступаю на телевидении, радио, даю интервью, провожу тренинги.

Мы с партнерами, по сути, занимаемся развитием эко-культуры, создаем рынок, которого пока нет. Это рынок новых продуктов и технологий, это другая реальность, в которой другие правила.

Мы пытаемся объяснять, что самой большой угрозой для цифровой экономики сегодня являются люди. И я могу объяснить эту позицию. Вот пример: беспилотный автомобиль, управляемый искусственным интеллектом, создают люди. Почему они враги искусственного интеллекта? Потому что, чтобы машина приняла какое-то решение, ей нужно задать какие-то алгоритмы. Это интеллект, а не разум. Поэтому это угроза, ведь машина — это субъект действия, его учат люди.

При Европарламенте была создана специальная комиссия для публичного обсуждения проблемы: беспилотный автомобиль едет по улице, создается аварийная ситуация, и у него есть всего два варианта на выбор: сбить ребенка или пожилого пешехода.

Представьте, что вы — программист. Что вы выберете, как запрограммируете искусственный интеллект беспилотного аппарата — что он будет делать в таких ситуациях? Обязательно в каком-то из миллиона раз эта машина попадет именно в такую ситуацию, где нет других вариантов, только эти два.

Любые сложные задачи и проблемы сводятся к простым. Вот в этой аварийной ситуации есть простая: машина может направить руль влево или вправо, других опций нет. Как мы запрограммируем? Это же беспилотная машина. В этом опасность — потому что никто не знает, какое решение примет программист. И никто не знает, какое решение принял бы он сам.

В мире нет консенсуса. А если бы он был, то мы бы жили в раю. Но наш мир потому и не рай, что он огромен в своем видовом и поведенческом разнообразии.

Дилемма этического выбора сегодня стоит очень остро, законодательных решений в сфере искусственного интеллекта практически нет. И мы сегодня только потому живем в своей обычной, еще пока не цифровой реальности, что мы инертны. А в эволюции ведь самым важным качеством является адаптивность. Если мы сможем быстро адаптироваться к реальности, мир изменится.

Сейчас информация в мире удваивается каждые пять лет, а через пять лет это будет происходить каждые два месяца. И что вы собираетесь с этим делать, как жить? Вы думаете, что без искусственного интеллекта сможете управлять этим, хранить или обрабатывать всю эту информацию?

Тут возникает дилемма: либо мы упремся в порог нашей некомпетентности и вымрем, как динозавры, либо станем какой-то другой сущностью, которая способна адаптироваться.

Поэтому я считаю, что то, что сейчас создает ИТ-сфера, — это благо. Мне нравится мой проект, потому что это технологии без границ — и с точки зрения возможности работы в любой стране и на любом языке, и с точки зрения новых возможностей вообще.

Материал подготовлен специально для эксклюзивного выпуска журнала «Деловой квартал» к форуму «Будущее города» в Новосибирске от 15.04.2019 г.