Меню

Как внедрить контроль качества на производстве и почему ГОСТ не поможет?

Как внедрять новые бизнес- и производственные процессы и контролировать качество? И как это влияет на конкурентоспособность? Об этом рассказал директор одной из сибирских производственных компаний.

Продолжаем совместный спецпроект DK.RU и кадрового агентства «Люди дела» «Диалоги о работе». На этот раз поговорили о контроле качества.
 
Одним из ведущих потребительских мотивов становится цена и качество. Системы бережливого производства призваны снижать стоимость продукта для конечного потребителя, а система контроля обеспечивает ожидаемое качество продукта. Обо всех тонкостях и нюансах внедрения новых бизнес- и производственных процессов директору «Людей Дела» Елене Паршиковой рассказал директор по качеству производственного комплекса «Омский бекон» Юрий Васильев. 
 
* Юрий Васильев, инженер-конструктор по образованию, более 20 лет в пищевой отрасли. Опыт работы в компаниях Санинтербрю, «Омский бекон» (производственный кластер одного из крупнейших российских мясных холдингов ПРОДО), «Данон» (мировой лидер в производстве молочных продуктов). Разработал и запустил более 10 систем качества. В настоящий момент в разработке еще 5 систем.  
 
–  Насколько популярно на сегодняшний день внедрение эффективных систем контроля качества и бережливого производства? 
 
–  Если оценивать с точки зрения мировой экономики, то самая развивающаяся в этом смысле страна – Китай, порядка 30% всех сертификатов на системы качества ISO. Для сравнения: Россия имеет около 1%, США – 3%. Бережливое производство – это не ноу-хау одной компании. Это скорее маркетинговый ход. Потому что в советском союзе эти системы были, просто назывались по-другому – системы научной организации труда. В силу понятных условий они не были востребованы в определенный период нашей истории. Свое развитие они получили в Японии, затем в США и остальных странах запада. Сегодня дошла очередь и до нас. Сегодня система менеджмента качества ISO 9001, экологического менеджмента, пищевой безопасности и системы бережливого производства (не сертифицированы в ISO), продаются как горячие пирожки. Популярности систем способствуют внутренние мотивы (когда организация понимает, что системы управления качеством повышают эффективность бизнеса) и внешние – на законодательном уровне). Пример внешнего мотиватора – регламент таможенного союза для пищевых предприятий, он обязывает иметь систему, основанную на принципах НАССР. Или, например, торговые сети выражают свою готовность работать только с поставщиками, которые имеют сертифицированную систему. Потому что эти системы гарантируют стабильное качество и безопасность продукции.  
 
–  Вы приводите статистику: в России всего 1% от всех сертификатов, выданных в мире. Почему системы качества не востребованы у нас? 
 
–  Первое – это, конечно масштаб экономики: у нас нет такого количества предприятий, как в Китае. Кроме того – не все организации идут на сертификацию. Сознательно не делают этого. К сожалению, практика продажи сертификатов достаточно распространена. Купить сертификат очень просто: спросите у любого поисковика, и он выдаст вам тысячи предложений. Не знаю, как в Китае, но в России это дискредитирует систему сертификации. 
 
–  Де-факто предприятия имеют свою систему качества, но они ее не сертифицируют?
 
–  Любое успешное предприятие имеет систему качества, даже иногда не подозревая этого. Чаще всего это талант лидера компании. Потому что система качества – это вполне понятный набор элементов, который приводит к поставленной цели. А цель – это производить и продавать продукт, который нужен потребителю. И продавать не только с точки зрения извлечения прибыли, но и с точки зрения удовлетворения потребителя.  Стабильное качество и лучший сервис – и покупатель, приходя в магазин, ищет именно этот продукт на полке. 
 
– По вашему мнению, на каком этапе развития предприятия целесообразно задумываться о внедрении системы контроля качества, бережливого производства?
 
–  Если бы у меня зародилась мысль создать собственное предприятие, первое, что бы я сделал – это начал с разработки системы качества. Система дает простой алгоритм, как вытянуть производственную цепочку от потребителя твоей продукции или услуги до входящего сырья. Становятся понятны все необходимые вспомогательные процессы. Тебе не требуется двигаться путем проб и ошибок. Но на самом деле нет такого этапа в развитии компании, на котором внедрить систему качества не имело бы смысла. 
 
–  В советские времена были «Знак качества», ГОСТы – это те же системы контроля качества, но адаптированные сегодня под новые условия или это другое?
 
–  ГОСТ очень конкретен, он определяет требования к конечному изделию. А стандарты ISO – это набор требований для организации предприятия, реализуя которые можно добиться хорошего результата. Но как конкретно для вашего предприятия применить эти требования, там не написано. В этом и секрет. Сегодня мы имеем очень мало экспертов в этой отрасли. Несмотря на то, что сейчас есть соответствующая специализация в вузах, профессоров в этой области у нас в высшей школе пока нет. 
 
– Какие ресурсы требуются для реализации этих проектов?
 
– Главный ресурс – время, которое компании уделяют проекту (разработке, внедрению) и последующей поддержке системы менеджмента качества. Некоторые считают, что если документировал процедуры и довел под роспись до сотрудников, теперь все пойдет, как по маслу. Ничего подобного. Когда предприятие приняло решение, что ему нужна система качества, оно должно осознавать, что все элементы этой системы становятся неотъемлемой частью регулярного менеджмента предприятия. Чем выше уровень специалиста, тем больше инструментов системы он будет использовать. Только тогда мы даем гарантию, что система начнет приносить успех.  Второй ресурс – люди. Очень важно иметь на предприятии команду специалистов по качеству. Конечно, выходя из ВУЗа, они не являются полностью готовыми экспертами. Они приходят на предприятие, и мы начинаем в них вкладывать то, что не могут дать педагоги – практику. Не каждый дипломированный специалист становится практиком. Поэтому считаю, что важнейшая компетенция, которой должен обладать специалист по качеству – обучаемость. Я брал технологов и из них выросли очень хорошие специалисты по качеству. Вторая компетенция – коммуникабельность, умение выстраивать конструктивные отношения с людьми.  Потому что специалист по качеству – педагог, причем педагог для взрослых. Учить взрослого – нелегкий труд.
 
Представьте себе: работает профессионал в своей области много лет, и вдруг вы ему заявляете, что его работу нужно организовать по-другому. На этом этапе многие специалисты по качеству пасуют, и изменения в процессах не происходят. Кроме этого во внедрении новых стандартов на предприятии задействованы эксперты из разных служб, и они должны владеть всеми инструментами менеджмента качества. Поэтому я сейчас создаю на предприятиях команды внутренних тренеров из этих экспертов и специалистов службы качества. Они проходят специальное обучение –  тренинги для тренеров. Следующий ресурс – деньги. Серьезные вливания потребуются в обучение персонала и в изменение условий производства. Нельзя забывать про IT-решения. Для крупных проектов в области качества сегодня разработаны и используются эффективные программные продукты,  например, ARIS.
 
–  Можно сказать, что специалист по качеству – профессия будущего. Какой уровень зарплат сегодня предлагают? 
 
– Люди, которые получили очень хороший опыт – эксперты, стоят дорого. На уровне IT-специалистов, финансовых аналитиков, экспертов по технологическим процессам. 
В службах качества есть разные специалисты. Как правило, туда приходят «белые листочки», начинают с рядовых позиций и доходят до экспертов. Руководители этих служб работают уже на уровне топ-менеджмента. Если они находятся ниже в организационной структуре предприятия, то руководитель явно недооценивает возможности службы. 
 
–  Расскажите, кто эти специалисты, которые отвечают за систему качества на предприятии?
 
–   Зависит от сферы деятельности предприятия. Это лидер службы качества, аналитики, специалисты по разработке систем качества,  контролеры, ряд специалистов в  лабораториях, обеспечивающие  инструментальный контроль, специалисты входного контроля, специалисты по контролю технологического процесса, специалисты по работе с претензиями потребителей.  Как я уже говорил ранее, это также целая команда экспертов в своих областях, которые разрабатывают стандарты и проводят обучение – внутренние тренеры.  Они должны обучаться в том числе внешними организациями, иметь сертификаты по системам качества. Многие из них переходят в работу отдела качества, потому что им это интересно и это востребовано на сегодняшний день. 
 
–  Назовите самые важные преимущества внедрения этих систем для менеджмента качества предприятия?
 
1. Система качества как скелет предприятия позволяет формировать основу эффективной организации, позволяет наращивать на этом скелете любую мускулатуру. 
2. Высокая эффективность. За счет чего? Бережливое производство – набор инструментов, которые позволяют убрать лишнее в деятельности любого предприятия. Как скульптор берет кусок мрамора, отсекает лишнее и получается фигура. Потребитель получает тот продукт, который он хочет видеть. При этом снижается себестоимость продукции. Проекты окупаются в очень короткие сроки.  
3. Имея уникальный продукт, компания обладает конкурентным преимуществом. Но если у вас массовый продукт? Наличие эффективных систем качества и бережливого производства при массовом продукте гарантирует, что вы всегда будете вне конкуренции. За счет того, что у всегда будет стабильное качество, себестоимость продукта будет ниже, чем у предприятия, не имеющего подобных рычагов управления. 
 
– Очевидно, что контроль качества и бережливое производство сопряжены с про-изводством, будь то пищевое или промышленное, а какие еще отрасли могут ис-пользовать эти системы и с какими результатами: например бытовые услуги, биз-нес-услуги, производство работ и так далее?
 
–  Системы управления качеством – это универсальный инструмент для управления организацией в любой сфере деятельности. Для того чтобы дать понимание управления качеством, я часто привожу пример процесса приготовления борща. Многие умеют готовить борщ, но не у всех он получается одинаково вкусным. Для малого предприятия, кафе – это очень важный момент, и система качества, фиксируя весь этот тонкий процесс, помогает его воспроизводить одинаково каждый раз, конечно, с частичкой души, как и в любом хорошем деле. И тогда отбоя от посетителей у такого кафе не будет. Еще один пример. Мне рассказали про необычного человека, она экстрасенс, причем очень успешный предприниматель: что меня заинтересовало, так это то, что в первых строках о своей деятельности она пишет о том,  что является сертифицированным экспертом по системам качества ISO. Я встретился с этой женщиной, и мы два часа говорили на одном языке, это для меня было открытие, что даже для такой необычной деятельности применима система менеджмента качества.  На мой взгляд, границ для применения систем управления качеством и бережливого производства просто не существует. 
 
Следующий текст спецпроекта «Диалоги о работе» читайте на DK.RU  в понедельник, 6 июля. Спикер – Жачук Юрий Викторович, топ-менеджер с 20-летним стажем.  Тема: «Рекомендации собственникам от топ-менеджеров».