Меню

Денис Голубев: Как не остаться без транспортного будущего

Исторически так сложилось, что наш город выгодно расположен. Это территориальное преимущество не могло не влиять на его бурный рост и развитие. Как следствие, Новосибирск позиционируется как «сто


Исторически так сложилось, что наш город выгодно расположен. Это территориальное преимущество не могло не влиять на его бурный рост и развитие. Как следствие, Новосибирск позиционируется как «столица Сибири» и «третий город России».

 
Это, конечно, не может не вызывать чувство гордости и уважения, но вместе с тем влечет за собой повышенные требования к инфраструктуре города, условиям проживания в нем. Высоким званиям нужно действительно соответствовать.
 
Взять тему настоящего и будущего транспортной инфраструктуры города. Навскидку появляются вопросы, которые касаются меня, в первую очередь, как его жителя. Например: почему из «третьего города страны» нельзя улететь прямым рейсом в Милан или Париж Или иметь возможность ездить в соседние рекреационные зоны на отдых не на личном автомобиле, а на комфортном общественном транспорте.
 
Глобально эту тему можно рассмотреть с трех позиций. Во-первых, если анализировать опыт Западной Европы, то транспортная инфраструктура внутри крупного города рассматривается там не сама по себе, а в привязке к тому, что мы называем «агломерацией», с общим радиусом распространения километров 50 от города. Новосибирск— именно такая агломерация. При этом не стоит забывать о территориях новой застройки в самом городе и пригороде— МЖК, «Родники», «Снегири», Кольцово, технопарк Академгородка Все это требует иной транспортной инфраструктуры, а не ограниченных маршрутов движения общественного транспорта и дорог, которые сегодня мы имеем. Поэтому на въездах в город и в точках перехода от спальных районов в центр — постоянные пробки. Всем известны сложности на улице Большевистской, трудности с выездом на МЖК, на 5-й и 6-й микрорайоны. Все потому, что мы пользуемся инфраструктурой, которая проектировалась и создавалась в 70-е годы.
 
Не хочется пойти по пути Москвы, где на участках старых магистралей выросли новые торговые центры, жилые комплексы, и транспортная проблема стала почти не решаемой. У нас еще есть возможность учесть этот опыт и попытаться спрогнозировать транспортное будущее города как минимум на столетие вперед. Например, у нас существует проект строительства линий скоростного трамвая— важный и значимый для города, но его судьба лично мне не совсем ясна. Да, городские власти заявляют о необходимости скорейшей реализации этого проекта, но реальных шагов по его воплощению не видно. Ведь уже сейчас можно и нужно решать массу проблем,а не ждать, пока будет готово технико-экономическое обоснование, найдено финансирование. Например, законодательно решать вопрос с землеотводом для трамвайных веток, понять, по чьей земле они пройдут— федеральной, региональной, муниципальной, частной. Иначе может создаться ситуация, когда земли займут, и трамваю бегать будет негде.
 
Во-вторых, если говорить о Новосибирске как о географическом центре Сибири, то в первую очередь необходимо создать условия для передвижения на любом виде транспорта в соседние регионы. Особенно это касается близлежащих рекреационных зон— Белокурихи, Горного Алтая. В сезон поток желающих попасть туда колоссальный, а возможности выбора видов транспорта у нас практически нет. Все в основном едут на личном автомобиле. Есть, конечно, какие-то поезда. И автовокзал, который не соответствует масштабам «столицы Сибири». В итоге нагрузка на существующие дороги резко возрастает— в том числе при въезде и выезде из города. Эта проблема затрагивает и бизнес. Несмотря на то что у нас логистических терминалов много, их транспортная доступность невысока. Проблема «бутылочных горлышек» как была, так и есть. Допустим, реконструировали Бердское шоссе, и скорость движения по нему стала нормальная. Но отрезок дороги между разъездом «Иня» и автовокзалом по-прежнему «бутылочное горлышко». И получается, едешь 40 минут из Бердска до разъезда и еще столько же— до автовокзала.
 
И, наконец, третий аспект— это создание в Новосибирске мультимодального транспортного узла. В этом направлении у Новосибирска есть несомненное достижение— это запуск второй взлетно-посадочной полосы аэропорта «Толмачево». Однако это лишь первый шаг для того, чтобы превратить «Толмачево» в международный хаб, через который мировые и отечественные авиакомпании доставят вас в любую точку мира с минимальным количеством пересадок. Кроме того, не нужно забывать о транспортной доступности к самому аэропорту. Насколько я знаю, существует проект по организации железнодорожного сообщения аэропорта с городом. И даже с ближайшими региональными центрами— Томском, Барнаулом, Кемерово. Это мысль предельно правильная. Возможность комфортно и быстро добираться до аэропорта «со всей округи» как раз позволит и бизнесу, и жителям близлежащих населенных пунктов рассматривать Новосибирск действительно как центр большого региона— как «столицу Сибири».



Колонка написана специально для «Делового квартала»