Доцент кафедры финансового рынка и финансовых институтов НГУЭУ Ирина Газизулина подвела итоги года на банковском рынке Новосибирской области.
— Российская банковская система пережила еще один непростой финансовый год. Продолжающаяся «зачистка» системы привела к потере 124 из действовавших на начало года кредитных организаций, в результате к концу года на рынке их осталось только 499.
Знаменательным событием 2018-го стало разделение банковской системы на банки с «универсальной» и с «базовой» лицензиями в зависимости от размера их собственных средств (капитала). Банки, имеющие собственные средства в 1 млрд. руб. и более, сохранили право оставаться на рынке с «универсальной» лицензией, продолжая выполнять широкий круг банковских операций, а банки с капиталом до 1 млрд. руб., но не менее 300 млн. руб., должны были получить «базовую» лицензию или статус небанковской кредитной организации, соответственно с ограничением видов выполняемых операций, ослаблением контроля со стороны Банка России и снижением значений отдельных экономических нормативов.
Срок, в течение которого банки должны были таким образом разделиться на группы, истекает в текущем году. Фактически за три месяца до окончания срока переоформления банков, имеющих право оставаться работать в рамках «универсальной» лицензии, насчитывалось 274 единицы, или немногим более половины — 55% от общего числа банков. К окончанию третьего квартала текущего года 44 банка переоформили лицензию на «базовую», остальные181 пока остаются с недооформленной лицензией.
Послабление Банком России требований к этой группе банков не изменило общей картины банковской системы, тяготеющей к усилению концентрации капитала и активов в руках небольшой группы банков с участием государства. Так, первые пять банков составляют уже не 55,3% от общей суммы активов банковской системы, как было на начало года, а 60,4%, а первые 20 банков практически держат 81,4% всех банковских активов. Если расширить список ведущих банков до тридцати, как это делает в своем анализе Банк России, то отмечаем, что почти 88% всей ресурсной базы аккумулировано в них. Остальная часть банковской системы, а она представлена количеством чуть более четырехсот организаций, довольствуются оставшейся 12-процентной долей ресурсной базы.
Это заставляет задуматься о перспективах дальнейшего развития банков, не входящих в тридцатку ведущих. Да и в тридцатке ведущих один Сбербанк затмевает всех остальных, занимая больше трети банковских активов и около половины розничных услуг. Такой дисбаланс конкурентной среды в банковском секторе России в последнее время только возрастает. Руководство же Банка России обещает, что будет «поддерживать институт небольших региональных банков, так как именно такие кредитные организации наиболее качественно могут обслуживать такой важный для экономики сегмент, как индивидуальные предприниматели и малый бизнес».
Проявленное Банком России «благоволение» в части допуска на банковский рынок банков второй группы, т. е. с «базовой» лицензией, и небанковских кредитных организаций с ослабленными нормами регулирования с лихвой восполнено ужесточением им требований к остальным действующим банкам. В частности, в области расчета нормативов ликвидности, формирования резервов и порядка расчета капитала в соответствии с рекомендациями Базеля III. При внесении поправок в нормативные документы Банк России руководствуется целью снизить риски в банковской системе и очистить ее от финансово неустойчивых банков. Но, к сожалению, в течение всего года он вынужден фиксировать систематическое невыполнение более чем десятком банков этих требований. По состоянию на 1 ноября текущего года число их составило 19, причем 18 из них уже находятся в процессе финансового оздоровления. Но переживут ли они очередной финансовый год, остается под вопросом.
Если в истекшем году банковская система пережила немало значительных изменений (повышение нормы отчисления в фонд обязательных резервов, базовой ставки отчислений в систему страхования вкладов с 0,12% до 0,15%, ужесточение расчетов по нормативу Н25, введение нового норматива финансового рычага Н1.4 в размере 3%, коэффициентов оценки рисков по различным видам активов и прочее), то и на следующий год скорее всего тенденция сохранится.
Уже сегодня можно назвать предполагаемое усиление требований: в рамках рекомендаций Базель III с 1 января 2019 года повысится норматив краткосрочной ликвидности (LCR) до 100% (против 90%), за системную значимость надбавка к капиталу составит в следующем году 2,5% (против 1,85%). И это не полный перечень предстоящих изменений.
И все же, несмотря на вышеуказанные трудности, банковская система сумела добиться некоторых положительных результатов. К ним можно отнести прирост банковских активов на 13,2%, собственных средств — на 7,2%, вкладов населения — на 9,3%, выданных кредитов — на 5,2%, снижение просрочки по кредитам населению с 7,9% до 6,7%. Отмечается и прирост прибыли в целом по банковской системе на 27,2%.
Но если посмотреть в структуру данных побед, то следует отметить, что почти 40% прибыли (или 612,7 млрд. руб. из 1593,3 млрд. руб., полученных всеми прибыльными банками) заработал один банк — ПАО «Сбербанк». При этом почти треть действующих кредитных организаций (или 133 банка) на 1 октября 2018 года имеют убытки в сумме 410,8 млрд руб., причем сумма убытков в текущем периоде превысила предыдущий период на 48,6 млрд руб. А также к 26 кредитным организациям с долей активов 11,2% в общей банковской системе применяются меры по предупреждению банкротства с участием Банка России. Причем число этих банков не снизилось за год, а только увеличилось, правда, всего на два, но доля их активов в банковской системе возросла почти вдвое (с 5,8% до 11,2%). Что свидетельствует о переходе в данную группу достаточно крупных банков.
Большая работа в текущем году была проведена Банком России в части оздоровления кредитных организаций через созданную им в 2017 году «Управляющую компанию Фонда консолидации банковского сектора» (ФКБС). Спасение данной компанией в конце 2017 года трех крупнейших банков, таких как ПАО «Промсвязьбанк», ПАО «БИНБАНК» и ПАО Банк «ФК Открытие», несомненно, удержало банковский рынок в текущем году от серьезных финансовых потрясений, но и цена, которую заплатил Банк России на их докапитализацию, оказалась немалой. Но для банковской системы и, в первую очередь, для ее кредиторов (вкладчиков) это явилось сигналом, что обслуживаться надо в крупных банках, которые Банк России может спасти.
В настоящее время, по словам руководства Банка России, эти банки уже полностью докапитализированы и продолжают обслуживать своих клиентов. Окончательно вопрос с собственниками этих банков еще не решен, но функции временной администрации в лице ФКБС прекращены в связи с формированием органов управления в банках.
Неоднозначная ситуация в области процентных ставок наблюдалась в течение года на банковском рынке. Необходимо отметить, что в текущем году она развивалась не столь оптимистично, как в предыдущем. Если в прошлом году был четкий тренд на снижение ключевой ставки Банка России, и она снизилась с 10% годовых до 7,75% к концу года, то начало этого года характеризовалось продолжением тенденции к их снижению, что сказывалось благоприятно на активизации банковского кредитования. Способствовали этому и низкий уровень инфляции в пределах 4%, и достаточно высокая цена на нефть, и адаптация рынка к условиям санкционного давления. Ставка в течение года была дважды снижена до 7,25% уже к концу первого квартала.
Но в дальнейшем, в результате создавшегося напряжения на финансовом рынке, вызванного ростом цен, более активным санкционным давлением со стороны Запада, снижением цены на нефть, решением о повышении налога на НДС, ключевая ставка, начиная с сентября, повышалась дважды и достигла уровня начала года — 7,75%. И это, скорее всего, не последнее повышение ключевой ставки, призванной, по мнению Банка России, снизить инфляционные риски в наступающем году.
В соответствии со сложившимся в течение года трендом по ключевой ставке Банка России, формировались кредитные и депозитные ставки на банковском рынке. Если рассматривать кредитование населения, то следует отметить тенденцию снижения ставок в течение первых трех кварталов. Так, в зависимости от сроков и видов кредитов, ставки в первом квартале варьировались от 13,7% годовых до 26,8%, а к третьему кварталу они были снижены и составили соответственно 12,67% и 24,9%. Та же динамика наблюдается и в базовом уровне доходности вкладов населения. В декабре 2017 года он составлял 7,8%, но к августу снизился до 7,1%, а затем возрос к концу года до 7,74%.
Повышение ключевой ставки Банком России с 17 декабря 2018 года даст новый толчок росту ставок, как по вкладам, так и по выдаваемым кредитам. Причем рост ставок по кредитам будет идти опережающими темпами по сравнению с ростом ставок по вкладам.
И если в оценке финансового положения банковского сектора в будущем году напряженность возрастает, то в части технологической оснащенности банковских операций есть оптимистичные нотки. В первую очередь, следует отметить активное участие Банка России в области развития и функционирования цифрового финансового пространства. Это прежде всего реализация с начала 2019 года проекта Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) по проекту Банка России, а также создание площадки «Маркетплейс».
Создание платформы для удаленной идентификации обеспечит дистанционное получение услуг физическими лицами с использованием единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) и биометрической системы. Удаленная идентификация заработала с 30 июня 2018 года как поправка, внесенная в закон № 115-ФЗ, устанавливающий правовые основы для удаленной идентификации клиента банка — физлица с использованием его биометрических данных, а также сведений о нем, содержащихся в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА).
Сегодня сбор биометрических данных доступен более чем в 400 точках банковского обслуживания в 140 городах России. Банки будут постепенно обеспечивать в своих структурных подразделениях сбор биометрических данных по мере готовности их технологической инфраструктуры. До конца 2018 года такой сервис должны предоставлять не менее 20% структурных подразделений банка в каждом регионе присутствия, к 30 июня 2019 года — 60% и до конца 2019 года — 100%.
Также Банком России совместно с участниками рынка в декабре 2017 года запущен проект «Маркетплейс». Цель его — организация системы дистанционной розничной дистрибуции финансовых продуктов (услуг) и регистрации финансовых сделок. Кроме того, при наличии угроз применения санкций в виде отключения банковской системы от системы SWIFT, Банком России разработана система передачи финансовых сообщений (СПФС), функционирующая на базе информационно-телекоммуникационной системы Банка России. Ее внедрение призвано обеспечить гарантированную и бесперебойную передачу финансовых сообщений в формате SWIFT по внутрироссийским операциям.
С 1 января 2019 года заработает новый сервис платежной системы Банка России — сервис быстрых платежей согласно Указанию Банка России от 29.10.2018 N 4949-У. Он предусматривает выполнение круглосуточно в режиме реального времени процедур приема к исполнению распоряжений на сумму менее 600 тысяч рублей незамедлительно.
Рассматривается проект, согласно которому компаниям хотят разрешить рассчитываться между собой электронными деньгами. Такая возможность появится и у ИП. Если сейчас компании и ИП могут получать электронные деньги, но отправлять их они вправе только физическим лицам, то с утверждением данного проекта указанные переводы между юридическими лицами и ИП будут разрешены.
Повышение технологичности банковских услуг наблюдается повсеместно, но, опять же, впереди всех в данном направлении — Сбербанк, который наиболее активно реализует заход с помощью новых технологий на рынок смежных нефинансовых услуг. Это, на мой взгляд, является одним из наиболее значимых трендов развития банковской системы на современном этапе, формирующим новое лицо банков. А объявленная в этом году погоня за переименованием банка не изменит сущности банковских операций вне зависимости от того, кто ее выполняет — человек или автомат, и какие дополнительные услуги к традиционно банковским будут доступны клиенту.