Меню

«Лёгкие» и «умные» продукты Сбербанка

Иллюстрация: Сбербанк

Конец года — период традиционного роста деловой активности бизнеса. Что предлагает сибирским предпринимателям Сбербанк в сфере финансовых услуг?

Об этом, а также об итогах первого года работы совместного проекта банка и компании «Эвотор» рассказали заместитель управляющего Новосибирским отделением Сбербанка Антон Каменев и региональный менеджер компании «Эвотор» по СФО Олег Дивногорский.

Антон, в последнее время Сбербанк делает ставку на развитие ИТ-технологий. Как это отражается на услугах для предпринимателей?

АК: Банк продолжает совершенствовать процессы для создания лучшего клиентского опыта. Важно уметь выйти за границы привычного, преодолеть традиционность, чтобы обеспечить быстроту изменений и удовлетворить потребности наших клиентов. Многие успешные мировые гиганты создают собственную экосистему, и Сбербанк также идет по этому пути. Центральное место в ней занимает операционная инфраструктура для малого и микро бизнеса в том числе. Частью нашей экосистемы стал Смарт-терминал Эвотор с в комплекте с банковскими услугами: эквайрингом, «Сбербанк Бизнес Онлайн» и небанковскими сервисами.

ОД: Очевидный тренд нашего времени – создание совокупности окружающих клиента продуктов и услуг для комфортного и эффективного ведения бизнеса. Сегодня каждый десятый российский предприниматель работает на нашем программно-аппаратном решении. Более половины терминалов установлены в розничных торговых точках, еще 18% приходится на оптовую торговлю. По сути, мы даём малому бизнесу те возможности, которые ранее имел только крупный ритейл.

Антон, для чего Сбербанку этот проект?

АК: Для нас работа с малым и микробизнесом является стратегическим направлением. При этом мы стремимся предоставлять этому сегменту комплекс удобных услуг и продуктов на основе самых современных банковских и IT-технологий. "Эвотор", который является производителем смарт-терминалов, – важный элемент экосистемы банка, позволяющий решить задачу взаимодействия с предпринимательством в масштабах всей страны. И совместно с нашим партнёром мы нацелены на удовлетворение требований клиента – по скорости, качеству обслуживания и набору услуг.

ОД: Позволю себе дополнить: по нашей оценке, средний оборот в точке продаж после установки терминалов вырос в среднем на 33%, а 65% смарт-терминалов увеличили свой средний чек после подключения эквайринга. Это свидетельствует о том, что предприниматель увеличивает выручку своего бизнеса благодаря внедрению технологий.

Есть мнение, что банки в основном занимаются кредитованием бизнеса. Что вы можете сказать по этому поводу?

АК: По статистике же лишь 10-15% компаний микро- и малого бизнеса используют банковские ресурсы - остальные успешно зарабатывают, развиваясь на свои средства, но используя банк как надёжный проводник необходимых финансовых потоков. Для примера приведу цифры – в Сбербанке совершается более 2 млн транзакций в день – это треть всех платежей бизнеса в России.

Действительно, в сфере транзакционного бизнеса сосредоточен немалый интерес клиентов. Как вы реагируете на их потребности?

АК: Свидетельством этому становятся наши новые продукты. К примеру. мы прекрасно понимаем, что на старте бизнеса предприниматели особенно чувствительны к любым расходам, поэтому нам показалось логичным не брать плату за внутрибанковские транзакции до тех пор, пока бизнес не развился. Так появился пакет услуг «Лёгкий старт» - реальная поддержка нового бизнеса, стартапов. В рамках пакета практически всё бесплатно, включая открытие счета, внутренние банковские платежи, и до трёх - внешних платежей в месяц, не считая налоговые.

И этим продуктом сейчас клиенты активно пользуются. В целом по России каждый второй клиент открывает счет с использованием «Легкого старта», в Новосибирске эта доля доходит до 60% - цифры говорят сами за себя.

Как бы то ни было, бизнесом всегда востребованы и кредитные банковские продукты. Выше вы говорили о скорости, как важной составляющей экосистемы банка. Как можно сократить время принятия кредитных решений?

АК: Нам удалось сделать это, воплотив в практику концепцию хранения и обработки данных «BigData» - в результате банк сегодня предлагает новую услугу «Смарт-кредит». В основе этой технологии - анализ транзакций клиентов, на основе которого клиенту предлагается уже предварительно одобренный кредит. Для оформления такого кредита клиенту нет необходимости собирать документы, достаточно заполнить небольшую анкету и максимум на следующий день получить кредитные ресурсы

Можно ли говорить о первых итогах этой программы?

АК: Программа «Смарт-кредит» начала работать с середины прошлого года. Сначала проходил «пилотный» проект – надо было тщательно отработать риск-модель. Потом пошло внедрение небольшими «волнами» – проводили анализ клиентов, после этого запрашивали обратную связь. И только получив большинство положительных откликов, мы перешли на потоковую технологию.

Судя по реакции предпринимателей, услуга довольно популярна - быстрые деньги бизнесу нужны. Так что ежемесячно у нас только в Новосибирске 400-500 клиентов имеют возможность воспользоваться такими кредитами, выдачи в целом по Сибирскому банку – около трех тысяч в месяц.