Погода последних двух лет как будто издевается над крестьянами. Засуха‑2012 нанесла серьезный ущерб хозяйствам региона, наблюдались серьезные перебои с кормами в животноводстве.
По количеству зерна 2013 г. оказался удачнее, валовый сбор составил 2,7 млн т. Но из‑за осадков, которые не прекращались с июня по декабрь, качество зерна серьезно пострадало. Даже двойной запас кормов для животноводства экономическую ситуацию в хозяйствах особо не улучшил.
В последние несколько лет позиции молочного животноводства в регионе, как и в стране в целом, стали укрепляться. Корова всегда была кормилицей на подворье, общественное производство — не исключение. От сдачи молока средства поступают ежедневно, что позволяет платить своевременно налоги, зарплату, отчисления во внебюджетные фонды. К тому же с 2013 г. Правительство РФ ввело субсидию на литр товарного молока, в зависимости от сортности. Региональный бюджет поддерживает субсидиями расходы на животноводство: компенсирует 50% расходов на технику и строительство помещений.
Однако не все так гладко, как хотелось бы. Сезонные колебания цены в период «большого молока», то есть летом, существенно снижают доходность сельхозпроизводства, а в это время самые большие траты: и на ГСМ для работ в поле, и на запчасти для техники. Субсидии на литр молока выплачиваются несвоевременно. Более того, поощряют только производителей молока высшего и первого сортов.
В Национальном союзе производителей молока с самого начала опасались, что такая мера поддержки приведет к дополнительной зависимости производителей молока от переработчиков и будет стимулировать коррупцию среди недобросовестных участников рынка. Все потому, что нет понятного и прозрачного механизма контроля над качественными параметрами молока.
К тому же в аграрных кругах ходят упорные слухи, что субсидии на литр товарного молока отменят. Об этом заявил глава Минсельхоза РФ еще осенью минувшего года. За 2013 г. на поддержку производителей молока было выделено 13 млрд руб., однако эта мера оказалась недостаточно эффективной. И хотя все понимают, что сиюминутной отдачи в данном случае ждать не приходится, поскольку молочное животноводство — отрасль, требующая «длинных» денег. Тем не менее, чиновникам хочется все и сразу. Они планируют рассмотреть возможность перераспределения выделенных средств на другие формы государственной поддержки молочной отрасли. Как вариант, деньги будут перенаправлены на субсидирование процентной ставки.
На местном уровне сейчас поддерживается строительство крупных комплексов по производству молока. В регионе строятся 14 больших животноводческих комплексов, например, ферма‑гигант в селе Маршанка Каргатского района. Но подходы к поддержке проектов в сфере АПК могут измениться. Некоторые депутаты Заксобрания региона предлагают в первую очередь оказывать господдержку не крупным проектам, а малому и среднему бизнесу на селе.
Судя по информации, которая прозвучала на депутатских слушаниях по проблемам сельского хозяйства в Заксобрании региона, сегодня в срок и без особого напряжения начать весенне‑полевые работы может лишь «Ирмень», в остальных хозяйствах ситуация нестабильная. В прошлом году была инициирована процедура банкротства 28 хозяйств региона. По оценке фермерской ассоциации АККОН, на грани банкротства 80% крестьянских (фермерских) хозяйств области.
Пролонгированы кредиты новосибирских сельхозпредприятий перед Россельхозбанком примерно на 1 млрд руб., еще на такую же сумму — в стадии реструктуризации. В банке рассчитывают, что подобные меры поспособствуют финансовому оздоровлению хозяйств.
Меж тем руководство регионального минсельхоза довольно успехами отрасли за прошлый год. По словам министра сельского хозяйства Новосибирской области Георгия Иващенко, регион уверенно обеспечивает себя зерном, яйцом, молоком и мясом, по этим позициям от 35 до 48% продукции вывозится за пределы области — от Санкт‑Петербурга до Владивостока. Руководители хозяйств не разделяют оптимизм министра. Как говорит директор сельхозпредприятия Пламя (Сузунский район) Геннадий Халиман, от преувеличения собственных успехов и недооценки проблем отрасль скатывается в пропасть.
Анна Захарова