Меню

Новосибирский рынок интернет-рекламы изменится вместе с клиентами

Российский рынок интернет-рекламы быстро растет, его емкость в 2011 году оценивается в сумму более 1 млрд евро, и это самый быстрорастущий рынок в Европе.

Как оценить рынок интернет-рекламы в Новосибирске?  Авторитетных исследований нет, но приблизительно его объём достигает 2-4% от российского рынка, то есть около 1,2 - 1.6 млрд руб. в год.

Активность рекламодателей в каждом регионе сильно связана с активностью пользователей и, разумеется, в Москве проникновение интернета выше,  там выше плотность рекламодателей, выше цены на рекламу, и людей, которые в этой сфере заняты, больше.

Но есть и другая сторона медали – доля регионов. И на этом фоне Новосибирск смотрится очень солидно. Соседний Красноярск – крупный, современный город. Но по суммарным показателям – количеству интернет-пользователей, количеству и качеству сайтов и рекламодателей – он сильно отстает от нас. Там, скажем, практически нет студий, которые занимаются Интернет-рекламой и продвижением. У нас есть несколько постоянных клиентов из Красноярска. И обычно им никто в своем городе ничего не предлагал! Ощущение складывается, что там просто пусто. Это город в высокой степени промышленный, как, кстати, и другой наш сосед – Омск, где ситуация похожа. Я думаю, именно с этим связано отставание, о котором мы говорим - экономику в этих городах двигает не торговля, как в Новосибирске, и нет в них такого большого, как у нас количества мелких предприятий, которым нужно прорываться.

А ведь именно эти мелкие и средние предприятия и формируют сегодня рынок Интернет-рекламы. Крупные компании активно идут в Интернет разве что в той же Москве. У нас они еще не созрели до того, чтобы включить в свою маркетинговую стратегию и диджитал. В качестве примера могу привести холдинг «Сибвез» - очень известная региональная  компания, которой приходится конкурировать с федеральными игроками. В сети они практически не присутствуют – нет ни таргетированной рекламы, ни медийной. И сам их сайт, сделанный на стандартном движке, не соответствует имиджу крупной компании. Все дело в том, что для такого бизнеса есть альтернатива – более дорогая наружка, телереклама и прочие нетергетированные виды рекламы, которые работают на потребительских рынках. Да, включение в маркетинговую стратегию интернет-каналов позволит увеличить отдачу, но пока все работает и так.

Пока присутствие в интернете - не вопрос выживания. Но только пока, поскольку уже сейчас, например, аудитория Яндекса больше аудитории «Первого канала». И бренды должны идти в сеть, иначе они не затрагивают очень интересный сегмент аудитории. Но, видимо, это слишком непривычно – клики, посетители, конверсия и т.д. Зачем им влезать в дебри непростых механизмов Интернет-рекламы и продвижения?

Наш реальный клиент сейчас – эти относительно небольшие мобильные организации, либо компании, работающие на узких рынках, которые готовы разобраться в этих механизмах, но при этом за разумные деньги привлечь своего целевого посетителя. И их вполне устраивает то, что они получают. Часть компаний, оценив результат, полностью заменили размещение в печатных СМИ, наружку и даже участие в выставках интернет-рекламой.

Я думаю, что в будущем все изменится – изменится и рекламодатель, изменятся и услуги. Наш рынок вообще трансформируется постоянно.  Сегодня есть стабильно высокий спрос на поисковое продвижение, баннерную рекламу и размещение на товарных площадках; растет интерес к SMM (маркетингу в социальных сетях); растут сегменты рекламы в видео и контекстной рекламы.

Но недавно я вернулся с отраслевой конференции E-target, где как раз обсуждались всевозможные тренды. Там очень много говорили о рекламе в мобильных устройствах. Это то, что на Западе присутствует уже давно, то, что уже пришло в Москву. Но у нас этого пока нет. В большой степени потому, что нет рекламодателей, которые понимают, что аудитория мобильных устройств – это не только тинейджеры, играющие в игры.

Есть и другие тренды, набирающие обороты на Западе и в Москве: SMS- и E-mail-маркетинг. Уже появилось несколько интересных сервисов, которые позволяют вести базу своих клиентов и делать рассылку, сегментируя базу по массе критериев и добиваться отличных показателей повторных продаж. Для Интернет-торговли это очень эффективный инструмент, а интернет-торговля развивается очень быстро.

Сейчас для нас все это – только теория, но вскоре эти методики к нам обязательно придут. А пока на наших реальных заявках мировые тренды увидеть сложно – все-таки в технологическом плане мы очень сильно отстаем.

Денис Осадчий