Меню

О синдроме выученной беспомощности – бизнес-тренер Светлана Войтенко

Что такое «выученная беспомощность»? Почему она может возникнуть у человека и почему сложно уйти от этого состояния, объясняет бизнес-тренер.

Прошедшая неделя была богата встречами с людьми, с которыми в своей обычной жизни я мало пересекаюсь, а вот наши профессиональные интересы в какой-то момент сошлись в одной точке. Люди работают в разных сферах, напрямую негосударственных, но с большим влиянием государства в них. Точнее сказать не могу, чтобы не навешивать ярлыки на отрасли в целом и на людей из них, с которыми не встречалась.

Есть такой синдром – «выученная беспомощность». Это особенность поведения, которую человек приобретает при систематическом негативном воздействии со стороны окружающих его людей. При этом избежать которого нельзя. Человек становится беспомощным, если он привыкает к тому, что от его активных действий ничего не зависит, что неприятности происходят сами по себе и на их возникновение влиять никак нельзя. Главными условиями воспитания беспомощности являются непредсказуемость, неконтролируемость событий и невозможность оказывать на них влияние.

Примерно у 80% тех, о ком пишу, выученная беспомощность – родное, привычное состояние, к которому они привыкли и которого не замечают у себя. «Все плохо, с каждым годом все хуже и хуже, с нам требуют, нам ничего не дают». И тут же: «А почему я должен в свой выходной приходить на работу, чтобы провести собеседование человека себе в смену? А почему я должен учиться в свой выходной? делать то, за что мне не платят?...»

При том, что здесь же, в одной аудитории, находились их коллеги, которые приводили им другие примеры, когда они договаривались о перенесении собеседований на свой рабочий день, или как сами организовывали обучение на рабочем месте, и делали много чего еще, чтобы работалось легче и продуктивнее. Конечно же, они, так же, как и я, остались не услышанными. Ведь не хочется слышать, что именно ты можешь сделать на своем рабочем месте, чтобы тебе самому и твоим подчиненным было хоть немного легче работать в системе, если ты принял решение в ней оставаться и ничего не менять глобально: ни сферу деятельности, ни место жительства, ни профессию.

Знаете, жутко было слушать от взрослых 40-50 летних мужчин с высшим образованием, что они ничего не могут сделать в своей ситуации, что они не решаемые, а потому единственный выход – терпеть. Ругать все и всех, считать чужие деньги и терпеть… Выходцы из Средней Азии, которые в Россию приезжают на заработки, часто без профессии и вообще какого-либо образования, - могут найти выход, а наши – нет.

Возникло какое-то чувство, что у нас значительная часть населения страны отбывает на своих рабочих местах и в своих городах срок, причем часто пожизненный. Который назначили себе сами и сами же несут, попутно наказывая при этом своих близких, своих детей.

Потому что квартиру в ипотеке продать невозможно, потому что научиться и подобрать себе людей в команду невозможно. Потому что сменить профессию невозможно: «у меня же диплом инженера: я что, зря на это образование пять лет угробил?» Понимаете?)) Он еще в институте пять лет «на ЭТО образование» угробил, и последующие десять на работе продолжает делать то же самое. Садомазо)) Потому что детей из школы в школу перевести – это же психологическая травма, как психологи говорят. А видеть всю жизнь уныло-пьяного родителя, трындящего о том, как все вокруг плохо, - это не травма, это норма, в которой растут наши дети.

Хорошо, всегда есть на кого можно сослаться в любой ситуации: жена против, психологи не рекомендуют, правительство – дураки, начальник – ставленник и ничего не умеет, детям вредно, работы нет, законы такие… Причин – море. «Я пару раз попробовал – не получилось, и у меня опустились руки».

И, кажется, что во всем мире хорошо, и все живут и радуются, а мы – страдаем. Мы любим страдать: вся наша классика, которую с детства читаем, о страдании. Это наша национальная ценность, расставаться с которой совершенно не хочется.

Я никогда не любила и не поддерживала разговоры на подобную тему, но слишком часто в своей практике и жизни нахожу ей подтверждение, к сожалению. Человек приходит на консультацию с запросом «Я хочу, чтобы наконец-то мой бизнес, которому шесть лет, начал приносить стабильный доход», и тут же, когда проговариваю весь путь, который предстоит пройти к стабильному доходу, предупреждаю о возможных подводных камнях, человек говорит: «Ой, вы знаете, мне, пожалуй, мои комплексы будут очень сильно мешать, я сначала к психологу схожу, их проработаю, а потом к вам». На вопрос: «Как давно свои комплексы прорабатываете?» отвечает: «Последние три-четыре года». Ну ок, конечно же, нужно еще поработать с комплексами, а не с собой и бизнесом. Рано еще в бизнес, с комплексами, в него нужно кристально чистым идти, а  клиенты и близкие пусть потерпят пока как-нибудь, пока я с комплексами разбираюсь.

Возвращаясь к началу поста. Лекция моя была на тему мотивации персонала, и только один из слушателей в конце, после долгого холивара на тему «Нужно ли и можно ли что-то сделать, чтобы на каждом конкретном рабочем месте было лучше?», сказал: «Беда наша в том, что нам самим, кроме выживания и безопасности, ничего больше не надо». Это правда: наша массовая выученная беспомощность не вина наша, а именно беда, с которой все-таки можно что-то сделать. Но для этого нужно принять решение перестать страдать и начать делать то, что давно хотелось.

Бизнес-тренер Светлана Войтенко