Меню

Обнаружена настоящая альтернатива старению

Иллюстрация: EDGE Premium Fitness Club

Научный взгляд на то, как предотвратить быстрое увядание после 50 лет.

Совершенно незаметно прошла мимо широкого внимания сенсация, случившаяся на конференции по долголетию в начале октября 2014 г. в Базеле, Швейцария. А ведь новые научные данные, обнародованные там, касаются каждого! Ученые из команды Эндрю Маркса (Andrew Marks) из Колумбийского университета (Нью-Йорк) объявили, что одной из главных причин старения (а отнюдь не следствием) является возрастная потеря мышечной массы. Их данные подтверждают и специалисты Калифорнийского университета США, которые обнаружили, что вероятность умереть от сердечно-сосудистых заболеваний возрастает прямо пропорционально уменьшению мышечной массы в организме.

Согласно последней возрастной классификации Всемирной организации здравоохранения, молодой возраст заканчивается в 44 года, однако, возрастная потеря мышечной массы начинается уже с 25 лет. Каждый мужчина в возрасте от 25 до 45 лет теряет мышечную массу и силу в среднем чуть менее 1% в год. Это число кажется небольшим, но в дальнейшем скорость потери растет. Таким образом, если ничего специального не предпринимать, то к пожилому возрасту из-за этих процессов теряется до 60% изначальной мышечной массы, и любая болезнь способна заметно ускорить этот процесс.

Мышцы — это единственное место, где тело может хранить существенные запасы аминокислот — главного строительного материала тела — из которых синтезируются различные белки. Таким образом, когда нам плохо организм может оперативно взять в мышцах требуемые аминокислоты для восстановления органов. Если же мышечной массы мало, то шансы выздороветь и восстановиться резко снижаются. И каждый эпизод болезни будет забирать вашу мышечную массу и уменьшать ваш ресурс сопротивления болезням с возрастом. Большинство стариков умирают не от старости, а именно во время болезни, при которой у них не хватает сил восстановиться. Мышечное депо играет важную роль и в других важнейших процессах обмена. Так, например, здоровая мышечная ткань является основным потребителем глюкозы, поэтому дефицит мышечной массы приводит к диабету. Сокращение доступного запаса аминокислот с возрастом приводит и к дефициту коллагена — белка, определяющего упругость кожи.

Сокращение объема мышц с возрастом, особенно объема важных скелетных мышц, приводит к уменьшению скорости основного обмена, и это создает заметную склонность к накоплению жира и лишнего веса. В масштабном исследовании* 2010 г. было протестировано более 8 тыс. людей разных возрастов и выяснено, что у взрослых после 40 лет тело в состоянии покоя сжигает на 50–60 килокалорий в день меньше. Кажется, что это не слишком много, но, если не изменить уровень физической активности и пищевые привычки, вы набираете три килограмма за год! 

Замещение мышечной ткани на жировую с возрастом является важной особенностью, маскирующей остроту проблемы потери мышц. С возрастом внешний вид и вес человека может почти не меняться, но при этом объем мышечной массы может заметно сократиться. Происходит увеличение объема внутреннего (висцерального) жира и снижение подкожно-жирового слоя. Происходящая жировая инфильтрация мышц сопровождается снижением объема и силы мышц. Чем меньше в организме мышц и больше жира, тем тяжелее двигаться и тем меньше стремление к физической активности. Чем дольше откладываются занятия спортом, тем сложнее решиться на них в дальнейшем. И это замкнутый круг, приковывающий нас к любимому дивану. Слабые мышцы приводят к потере чувства удовольствия от движения и со временем вызывают все более доминирующее ощущение усталости и раскоординированности — как тут найти силы для активных физических нагрузок?

Совсем недавно считалось, что регулярные легкие и умеренные физические нагрузки, такие как пешие прогулки, бег трусцой, спокойная ходьба на лыжах, медленное плавание, тренировки на беговых дорожках, способны оптимально поддерживать тренированность и являются некоторой профилактикой старости. Однако оказалось, что уменьшение объема мышц с возрастом обусловлено в основном уменьшением количества «быстрых» мышечных волокон — эти волокна отвечают за высокоинтенсивную физическую активность. Таким образом, обернуть процесс мышечной деградации вспять могут в основном относительно высокоинтенсивные тренировки, ориентированные на «быстрые» мышечные волокна, например, быстрый и рваный бег в игровых видах спорта, функциональный тренинг и грамотная работа с проработкой всех групп мышц в тренажерном зале. А тренировки, направленные на «медленные» волокна почти бесполезны для борьбы с возрастными изменениями. Более того, бег или длительные кардиотренировки на беговой дорожке, например, способны легко привести к заметной потере мышечной массы! В этой связи повальное увлечение бегом трусцой и многочасовые забеги, бездумное увлечение кардиотренажерами кратковременно повышают уровень тренированности мышц ног и сердца, но не будут эффективными в плане борьбы с возрастной потерей мышечной массы и замещением ее жиром, и не отложат старение. Для эффективной борьбы с возрастом и весом нужен тренажерный зал.

 

С возрастом следует тщательно подходить к выбору тренажерного зала — хорошо оснащенного и располагающего грамотными профессионалами, с которыми можно путем разносторонних упражнений построить заново красивое тело и после 50 лет. В возрасте на этот процесс может потребоваться целый год и немало денег, но это позволяет снизить непоправимый вред, который можно нанести организму, выполняя упражнения неумело, без знания всех необходимых тонкостей, не понимая состояния сердца, позвоночника и суставов, не владея техникой упражнений и необходимыми знаниями в области биохимии и эндокринологии, физиологии и реабилитации.

На сегодняшний день только один фитнес-центр в Новосибирске следует концепции «научного фитнеса», отвечает всем требованиям по работе с возрастными клиентами и располагает соответствующими тренерами и оборудованием — это новый фитнес-клуб EDGE, открывшийся в 2018 г.* Это единственный фитнес-клуб города, в котором работает команда дипломированных реабилитологов*. Только в этом клубе в Новосибирске установлена система кардиомониторинга MyZone для непрерывного отслеживания оптимальной зоны кардионагрузок на тренировках*. В EDGE также установлен единственный в Новосибирске аппарат InBody770 для измерения 75 показателей мышечной массы, висцерального и подкожного жира, состояния клеток, позволяющий четко и точно диагностировать любые изменения, включая возрастные и отслеживать эффективность занятий*. В клубе подобраны наиболее квалифицированные специалисты города в области фитнеса, тренеры с медицинским образованием, нутрицевты. Здесь способны разработать для клиента индивидуальную программу питания и занятий для эффективного набора мышечной массы и потери жира без вреда для здоровья. Полгода занятий в клубе EDGE под руководством опытного тренера гарантированно дадут вам больше, чем несколько лет в обычном фитнес-клубе.

Запишитесь на индивидуальную экскурсию

по тел. 8-800-234-00-57

Справка

 
Фитнес-клуб EDGE оснащен премиальными линейками самых современных на сегодняшний день тренажеров компании Life Fitness (США). Life Fitness внес клуб в список лучших проектов компании. Также клубу присвоен международный почетный статус официального тренировочного центра Hammer Strength. Это новый полноценный фитнес-клуб с бассейном, один из самых больших в Новосибирске. Он способен предложить необыкновенно высокий уровень оснащенности, гигиеничности, комфорта, сервиса, качества и профессионализма. Клуб признан самым стильным клубом Урала, Сибири и Дальнего Востока и входит в топ-5 фитнес-клубов России по данным авторитетного международного журнала AD.
 

*по данным Сибирской Академии Фитнеса Бодибилдинга и Спорта

*по данным InBody

*по данным LifeFitness

Ссылки на статьи

 
С 20 до 80 лет отмечается сокращение мышечной массы на 30%, а снижение площади поперечного сечения мышц примерно на 20% [10].
10. Frontera W.R., Hughes V.A., Fielding R. et al. Aging of skeletal muscle: a 12-yr longitudinal study // J Appl. Physiol (1985). 2000. Vol. 88(4). Р. 1321–1326.
 
Эта динамика обусловлена уменьшением размера и количества мышечных волокон [11], преимущественно быстрых волокон 2-го типа [12, 13].
11. Lexell J., Henriksson-Larsen K., Wimblod B., Sjostrom M. Distribution of different fiber types in human skeletal muscles: Effects of aging studied in whole muscle cross sections // Muscle Nerve. 1983. Vol. 6. P. 588–595.
12. Larsson L. Morphological and functional characteristics of the aging skeletal muscle in man // Acta Physiol Scand Suppl. 1978. Vol. 457. P. 1–36.
13. Larsson L. Histochemical characteristics of human skeletal muscle during aging // Acat Physiol Scand. 1983. Vol. 117. P. 469–471.
 
Селективная атрофия волокон 2-го типа, вероятно, ассоциирована с уменьшением высокоинтенсивной физической активности, за которую отвечают эти волокна, в то время как волокна 1-го типа используются в повседневных движениях низкой интенсивности (например, при ходьбе) (рис. 1) [14, 15].
14. Lexell J., Taylor C.C., Sjostrom M. What is the cause of the ageing atrophy? Total number, size and proportion of different fiber types studied in whole vastus lateralis muscle from 15– to 83–year–old men // J Neurol Sci. 1988. Vol.84(2–3). Р. 275–294.
15. Porter M.M., Vandervoort A.A., Lexell J. Aging of human muscle: structure, function and adaptability // Scand. J. Med. Sci. Sports. 1995. Vol. 5(3). P. 129–142.
 
Ruiz et al. (2008) провели самое объемное исследование предмета, наблюдая более 8000участников на протяжении 18 лет, чтобы оценить значение мышечной силы и выносливости сердечно-сосудистой системы для здоровья при старении (Ruiz et al. 2008). в частности:
Ruiz JR et al (2009) Muscular strength and adiposity as predictors of adulthood cancer mortality in men Cancer epidemiology, biomarkers & prevention : a publication of the American Association for Cancer Research, cosponsored by the American Society of Preventive. Oncology 18:1468–1476. doi: 10.1158/1055-9965.EPI-08-1075
Ruiz JR, Sui X, Lobelo F, Morrow JR Jr, Jackson AW, Sjostrom M, Blair SN (2008) Association between muscular strength and mortality in men: prospective cohort study. Bmj 337:a439. doi: 10.1136/bmj.a439