Меню

Обзор: Салоны красоты

        ЭкспертыСветлана Жирняковадиректор SPA-салона «Пространство красоты»Геннадий Зубаревдиректор по развитию «Александр Тодчук Studio»Галина Карнауховадиректор салона красоты «5 элементов»Тать

Салоны красоты в последние несколько лет переживает бурный рост. Это связано с ростом дохода людей, популярностью здорового образа жизни. В Новосибирске развитие рынка происходит в сегменте бизнес- и эконом-класса. Класс «люкс» практически не представлен на рынке. Возможно, эту нишу займут московские сети.

 

 

 


Сколько стоит «входной билет» на бьюти-рынок? Почему универсальные салоны красоты становятся специализированными? Когда в Новосибирске появятся московские сети?

 


Эксперты
Светлана Жирняковадиректор SPA-салона «Пространство красоты»
Геннадий Зубаревдиректор по развитию «Александр Тодчук Studio»
Галина Карнауховадиректор салона красоты «5 элементов»
Татьяна Колесникучредитель салона красоты Mods Hair
Анна Колесовадиректор салона красоты Camille Albane
Елена Новикгенеральный директор сети салонов красоты «ЛеОл»
Максим Огарок руководитель отдела развития бизнеса проекта «Персона»
Светлана Пугачевадиректор салона красоты «Лелея»
Екатерина Хомянокменеджер по развитию компании «Де Санж»

Сейчас в Новосибирске, по данным участников рынка, работает 250-300 салонов красоты, ежегодно их число увеличивается на 20-30 штук. Объем городского бьюти-рынка оценивается в сумму около 1 млрд руб.
в год. К лидерам опрошенные «ДК» эксперты причисляют такие салоны, как «Кино», Camille Albane, «Пространство красоты», «ЛеОл», «Лелея», «5 элементов». Годовая выручка ведущих салонов красоты составляет 7-10 млн руб.


Открыть салон красоты можно за $10 тыс.
Еще несколько лет назад открытие салонов красоты зачастую воспринималось владельцем как имиджевый проект. Отсюда шло отсутствие бизнес-концепции и частое разорение, на рынке выживал только каждый третий салон красоты. В последние годы в новосибирской бьюти-индустрии становится меньше случайных людей, отмечают участники рынка. Большинство салонов красоты своей целевой аудиторией считают горожан со средним и выше среднего достатком. «Это люди в возрасте 25-45 лет, как правило, работающие и со стабильным доходом»,  рисует портрет клиента Галина Карнаухова, директор салона красоты «5 элементов».

 

Минимальная стоимость «входного билета» на рынок  $10 тыс. (помещение не в центральной части города, организация 2-3 рабочих зон), максимальные инвестиции в открытие салона могут достигать $500 тыс. Основные статьи расходов  покупка оборудования, аренда и ремонт помещения. Средний срок окупаемости салона красоты  5 лет.

 

Затраты на продвижение у большинства салонов невелики  представители бьюти-рынка привыкли полагаться на «сарафанное радио». Светлана Жирнякова, директор spa-салона «Пространство красоты», рассказывает, что прямую рекламу она сознательно не использует, предпочитая адресные рассылки подарочных сертификатов людям, которых салон хочет видеть в числе своих клиентов.
Галина Карнаухова эффективным и малозатратным каналом привлечения клиентов называет корпоративный сайт.

 

Бьюти-рынок движется
к специализации
Новосибирские салоны красоты можно разделить на предприятия бизнес- и эконом-класса, отличающиеся по уровню подготовки и известности мастеров, широте спектра услуг, используемой косметике, местоположению. «Революционные идеи, которые пользуются ажиотажным спросом, появляются крайне редко, поэтому мы уделяем особое внимание мелочам,  рассказывает Светлана Жирнякова.  Наш клиент платит не только за услуги мастеров, но и за атмосферу, царящую в салоне, возможность расслабиться, получить ощущение заботы и доброжелательности».

 

Игроки говорят, что им приходится конкурировать за деньги и время клиентов не столько с другими салонами красоты, сколько с развлекательными заведениями  ресторанами, клубами, магазинами. В итоге помимо основных услуг в салонах красоты появляются кафе (обычно  с фитнес-меню), магазины бижутерии, профессиональной косметики. Светлана Пугачева, директор салона «Лелея», говорит, что позиционирует свой салон как место, где можно не только привести себя в порядок, но и интересно провести время: «Мы постоянно устраиваем мероприятия  выставки рисунков детей наших клиентов, демонстрируем частные коллекции постоянных клиентов».

 

Количество салонов красоты год от года увеличивается, в этих условиях отстраивание от конкурентов приобретает все большую актуальность. Многие салоны пошли по пути специализации, выбрав приоритетное направление: SPA, дизайн ногтей, визаж, парикмахерские, косметологические услуги и т. д. «Наряду со стандартным набором  маникюр, педикюр, визаж, парикмахерские услуги  мы делаем акцент на услугах косметологии. Все косметологи салона имеют высшее медицинское образование и постоянно проходят стажировки»,  говорит Светлана Пугачева. Сеть салонов «ЛеОл» специализируется на парикмахерских услугах: «И я, и мой компаньон Ольга Тропникова по профессии парикмахеры-стилисты, это и определило наш выбор»,  объясняет генеральный директор сети Елена Новик.

 

Акцент на каком-то направлении рассчитан в первую очередь на привлечение новых клиентов. Действующим активным потребителям бьюти-услуг удобнее получать все необходимые услуги в
одном салоне, а вот люди, посещающие салоны красоты изредка или только собирающиеся начать посещать, с большей вероятностью, остановят свой выбор на специализированном салоне.

 

По словам игроков рынка, в недавнем прошлом популярностью у потребителей пользовались в основном простые процедуры: наращивание ногтей, солярий, маникюр и т. п. Однако в настоящий момент происходит смещение спроса в сторону технологичных, а значит, более дорогих услуг. Светлана Жирнякова рассказывает, что клиентам удается прививать систематический подход к уходу
за собой: «Если раньше клиенты посещали салон несколько раз в месяц, то сейчас многие приходят к нам ежедневно, у постоянных клиентов входит в норму начинать рабочий день с массажа или укладки волос».

 

Соотношение женщин и мужчин, постоянно посещающих салоны красоты, составляет примерно 70 к 30, причем мужчин, заботящихся о своей внешности, становится все больше. По наблюдениям Пугачевой, наиболее востребованные женщинами услуги  уход за лицом и омолаживающие процедуры: «Основные потребители данной услуги  состоятельные женщины, готовые платить деньги за процедуры, дающие длительный результат». Среди мужчин, отмечает Пугачева, набирают популярность услуги по коррекции фигуры.

 

Клиенты более лояльны
к мастеру, чем к бренду салона
Зачастую постоянные клиенты салонов красоты привязаны к персоналу куда сильнее, чем к салону в целом. Если мастер меняет место работы, вместе с ним уходят в среднем 20% его клиентов, признают руководители салонов. Для бьюти-рынка характерна довольно высокая ротация кадров, поэтому вкладываться в повышение квалификации специалистов готовы не все работодатели. Например, мастера салона Camille Albane проходят обучение за свой счет, рассказывает директор Camille Albane Анна Колесова.

 

Еще одна кадровая проблема, с которой сталкиваются практически все салоны,  тяга сотрудников к приработкам на дому. «Некоторые наши мастера работают на дому. Я отношусь к этому достаточно лояльно до тех пор, пока не выясняется, что клиент, «наработанный» в салоне, превращается в постоянного домашнего клиента. Если такие случаи становятся нормой, я расстаюсь с таким мастером»,  говорит Галина Карнаухова.

 

Светлана Жирнякова утверждает, что ее салону постепенно удается ориентировать клиентов не на конкретного мастера, а на бренд салона: «Нам не нужно мастеров-«звезд», нам необходим «звездный» салон. Любой мастер заменяем. У нас есть клиентские карточки с подробным описанием процедур, на которые ходит каждый клиент, так что в случае смены специалиста мы не теряем информацию о предпочтениях клиента».

 

«Клиенты, которые ходят в салоны элитного сектора, чаще доверяют не мастеру, а бренду и репутации салона. Они просто не пойдут домой к мастеру за более дешевыми, но менее комфортными услугами»,  рассуждает Анна Колесова. Ограничить частную практику своих сотрудников работодатели пытаются и с помощью повышения сложности услуг. «Мы стараемся разнообразить процедуры  внести новые компоненты, использовать эксклюзивные материалы, косметику, которую работник просто не сможет унести с собой домой. Эти меры лишают мастеров возможности проводить про-
цедуры в домашних условиях»,  делится опытом Светлана Пугачева.

 

Местные игроки
не опасаются конкуренции
со стороны московских сетей
В Новосибирске есть всего два салона, работающих под нелокальными торговыми марками  Camille Albane и «АМД Лаборатории». Обе сети развиваются
в регионах по франчайзингу. В ближайшие месяцы в Новосибирске откроется имидж-лаборатория «Персона LAB», обещает Максим Огарок, руководитель отдела развития бизнеса компании «Персона» (32 салона в Москве, по одному франчайзинговому салону в Санкт-Петербурге, Тольятти, Казани, Иваново, Королево). Сейчас, говорит Огарок, «Персона» ведет переговоры с несколькими потенциальными покупателями франшизы (паушальный взнос  25 тыс. евро, роялти  5000 евро в год. Средний чек  $15-50). «Новосибирский рынок очень интересен для нас. Мы считаем, что бьюти-индустрия в Новосибирске еще недостаточно развита, в то время как потребитель уже готов к приходу крупных игроков»,  полагает Огарок.

 

Региональная экспансия интересна не всем столичным «сетевикам». Геннадий Зубарев, директор по развитию «Александр Тодчук Studio» (18 салонов в Москве), говорит, что его сеть не накопила достаточных ресурсов для продвижения в регионы: «По моему мнению, немногие московские сети готовы к расширению». Екатерина Хомянок, менеджер по развитию компании «Де Санж» (владеет маркой Camille Albane), рассказала, что открытие второго салона Camille Albane в Новосибирске пока не планируется.

 

Татьяна Колесник, учредитель салона красоты Mods Hair, считает, что московским сетям будет не просто конкурировать с местными игроками: «Новосибирский бьюти-рынок становится все более конкурентным, на нем необходимо знание региональной специфики. Новосибирские компании уже зарекомендовали себя, наработали репутацию. Московские сети опоздали с приходом». «У большинства новосибирцев еще не сформировалась привычка регулярно и часто посещать салоны красоты,  продолжает Елена Новик.  На данный момент существующее предложение вполне удовлетворяет спрос».

 

 

Галина Карнаухова: «Целевая аудитория салонов красоты  люди в возрасте 25-45 лет, как правило, работающие и со стабильным доходом».

Елена Новик: «У большинства
новосибирцев еще не сформировалась привычка регулярно и часто посещать салоны красоты».

Светлана Пугачева: «У женщин востребованы омолаживающие процедуры,
а среди мужчин растет популярность услуг по коррекции фигуры».