Меню

Олег Манушевич, «Сибирские моторы»: В этом году авторынок вырастет на 5%

Владельцы подержанных машин помогут автосалонам сохранить стабильные продажи в 2013 г., считает директор компании «Сибирские моторы» (официальный дилер Nissan в Новосибирске) Олег Манушевич.

На рынке продаж новых автомобилей становится теснее. Все чаще открываются салоны второго, а то и третьего дилера, продающего одну и ту же марку. Ситуацию обостряют прогнозы падения роста рынка в текущем году — по причине его постепенного насыщения. Однако новосибирские дилеры не унывают. Они считают, что ресурсы не исчерпаны — в городе накоплен немалый парк «праворульных японских аукционок». Своим мнением по поводу ближайшего будущего местного авторынка в интервью «ДК» поделился директор компании «Сибирские моторы» (официальный дилер Nissan в Новосибирске) Олег Манушевич.

Прошлый год ближе к осени показал торможение темпов роста рынка, эксперты стали говорить о его насыщении и предрекать падение. Вы согласны с такими прогнозами?

— В России на 1000 человек населения приходится примерно 160 автомобилей. В Европе этот показатель составляет 450‑500 автомобилей, а в США — 765. По этим цифрам видно, что до насыщения российскому рынку еще далеко. Учитывая, что в европейской части России дилерских автомобилей на порядок больше, чем скажем в Сибири, очевидно, что тот же Новосибирский рынок имеет очень хороший задел для роста. Однако нельзя говорить, что в этом году темпы роста рынка в Сибири будут выше общероссийских, как это было в прошлом году. Рынок летом прошлого года «притормозил», и так, на одном уровне, двигался — не падая, и не вырастая.

По прогнозам аналитиков, рост рынка в целом по России составит 5%. Я с этим согласен. Пятипроцентный рост вполне возможен за счет продвижения новых моделей. Таких, как например, Nissan Almera. Эта модель попадает в тот же ценовой сегмент, что и Hyundai Solaris, выход которого в 2011 г. был настолько успешен, что люди стояли в очередях за этим автомобилем. В 2013 г. в России может быть продано до 60 тыс. автомобилей Nissan Almera.

Первые продажи 2013 г. показали, что январь, оказался для дилеров хорошим месяцем. Первые две недели были спокойными, а потом продажи пошли активно. Уровень контрактования по сравнению со второй половиной 2012 г. возрос на 40% и такая тенденция сохраняется и в феврале.

Верно ли, что авторынок в целом движется к западной модели, где дилер зарабатывает не на продаже новых автомобилей, а на продаже услуг клиентам?

— В западной модели есть очень большой парк автомобилей, которые всегда обслуживаются у официальных дилеров. У них это является частью культуры пользования автомобилем, что дает дилерам хорошо зарабатывать на продаже услуг. У нас же такая культура только формируется, и чем больше людей будут покупать новые дилерские автомобили и в последующем проходить регламентное ТО, тем быстрее мы придем к этой западной модели, где у владельца даже не возникает вопрос обслуживать свой автомобиль у дилера или поехать в какой‑нибудь частный гараж. Поэтому дилерские центры и строятся такие большие, с крупными сервисными площадями. И если поначалу сервисная зона такого объема не нужна, то через 3‑5 лет, когда появится парк, от обслуживания машин будет хорошая отдача.

На рынке Новосибирска присутствует еще один дилер марки Nissan. Как отражается на вашей работе присутствие другого игрока?

— Как известно, совершенно не важно, у какого официального дилера человек купил автомобиль  — обслуживать его он может в любом дилерском сервисе. С точки зрения обслуживания автомобиля владелец ничего не теряет. Все гарантии остаются в силе — он может только пробовать, где лучше. Не понравилось тут — понравится там. Например, в Москве, где одна марка представлена целым рядом официальных дилеров, именно так и происходит.

Что касается цен, то они на все модели автомобилей одной марки относительно одинаковы у всех продавцов. Различные кредиты и лизинговые программы — также действуют по инициативе импортера. Поэтому поиграть на цене довольно сложно. Соответственно, на первый план выходит качество самой услуги: будь то процедура продажи автомобиля, или его последующее обслуживание. И мы не рассматриваем только второго дилера Nissan в качестве конкурента, мы смотрим на весь рынок. Стараемся предоставлять клиентам услуги с максимально возможным качеством, чтобы они в последующем выбирали нас.

Но Вам, наверное, было сложнее выходить на рынок, где уже годами устоялся один официальный дилер, в том числе и в плане сервиса...

— Нам приходится прилагать определенные усилия, чтобы довести до сведения владельцев автомобилей Nissan возможность выбора. Но до сих пор существует некое ментальное заблуждение, возможно, оставшееся со времен СССР, что гарантии представляет только тот магазин, где вы приобрели вещь. Люди волнуются — а не потеряют ли они гарантию, если будут обслуживаться у другого дилера? Поэтому нам приходиться пропагандировать простую истину, что новый автомобиль на гарантии можно обслуживать у любого официального дилера. Мне кажется, не все об этом знают.

Если оценивать общую клиентскую базу владельцев автомобилей Nissan, то нам еще далеко до насыщения нашего сервиса. Сейчас мы активно информируем клиентов, предлагаем приехать к нам на сервис, пройти обслуживание, сравнить и сделать выводы. Мы хотим предложить варианты выбора. И это всего лишь вопрос времени — ведь «вторые дилерства» в Новосибирске появились не так давно.

С начала года практически все производители сообщили о повышении цен, в том числе и на бюджетные автомобили. Насколько оправдано повышение цены в бюджетном сегменте, которые дают целому ряду дилеров основную долю продаж?

— Ежегодно дорожают все машины. В какой‑то мере это можно понимать как некий ответ на инфляцию. Более того, дилеры сами не могут поднимать цену на продаваемые автомобили — цену определяет производитель и дистрибьютор. А дилер реализует автомобиль в рамках поставленных ему условий со стороны производителя. Как правило, удорожание происходит 1‑2 раза в год и в зависимости от импортера составляет от 2 до 5%.

Я бы хотел напомнить, что в каждом сегменте есть свой клиент. В премиальном клиент может и вовсе не обратить внимание на подорожание модели, например, на 50 тыс. руб. А в бюджетном сегменте клиент заметит подорожание даже на 5 тыс. руб. К тому же значительная часть бюджетных машин покупается на кредитные деньги.

Известно, что Nissan на производственных мощностях «АвтоВАЗ» собирается выпускать бюджетный автомобиль Datsun. Как это отразится на качестве сборки выпускаемой модели? Кто будет реализовывать Nissan Datsun — дилеры «АвтоВАЗ» или отдельные салоны?

— Будет отдельная дилерская сеть, которая откроется в 2014 г. Приоритет по дилерству получат официальные продавцы Nissan. Есть несколько очередей запуска проекта Datsun — его будут реализовывать не сразу по всем городам России, а постепенно. Автомобили будут продвигать как отдельный дилерский бренд в салонах со своим логотипом. Что касается качества сборки, то мне известно, что развитие марки Datsun предполагает, что ей будет заниматься импортер Nissan в России. И поэтому все гарантийные обязательства будет нести Nissan — соответственно, именно этот концерн и будет контролировать качество сборки Datsun. Так что потенциальные покупатели этих автомобилей могут быть спокойны за качество бренда.

Многие новосибирские дилеры с недавних пор стали продавать на своих площадях автомобили с пробегом. Одни опираются на продажи только своих марок, другие продают все подряд. Будете ли вы организовывать площадки для продаж подержанных автомобилей?

— Я бы задал встречный вопрос  — а как они продаются? Заявляют о продажах подержанных машин многие дилеры, но мало кто говорит о том, как идут такие продажи. В итоге мы везде слышим о том, что этот сегмент очень важен и быстро растет, но хороших цифр по продажам никто особо не показывал.

В перспективе мы планируем развивать это направление. Более того, Nissan хочет в 2013 г. централизованно запустить специальную программу по продажам автомобилей с пробегом, и у многих производителей такие программы уже есть.

Меняется ли доля продаж в кредит в Новосибирских автосалонах?

— Отвечу на примере нашего дилерского центра. Я думаю, он отражает ситуацию в целом по Новосибирску. Прежде всего, не надо думать, что в кредит покупают только те, у кого недостаточно средств. Довольно часто автомобиль приобретают люди, у которых есть «живые» деньги. Тут все зависит от кредитной программы. Например, программы от производителя имеют совсем невысокий процент кредита.

В нашем дилерском центре из 100% машин, в кредит продается 35%‑40%, хотя заявки на кредит подают больше покупателей — примерно 65%. Но не всем удается получить позитивное решение банка.

Есть и такие клиенты, которые приходят за одной машиной, но в процессе выбора понимают, что у них есть возможность приобрести автомобиль классом выше. Соответственно, они тоже берут кредит.

Михаил Фокин

досье

Олег Манушевич

директор компании «Сибирские моторы»

Родился 27 июля 1975 г. в городе Новосибирске

Образование: в 1998 г. окончил Новосибирскую государственную академию экономики и управления, бакалавр менеджмента.

Карьера:

2009-2010 гг. — управляющий директор дилерских центров Toyota в Новосибирске и Барнауле;

2010-2012 гг. — управляющий директор

ГК «СЛК‑Моторс»;

С 2012 г. — директор компании

 «Сибирские моторы»

Сколько автомобилей продали «Сибирские моторы»

472

автомобиля продали

«Сибирские моторы» за

первые полгода работы

2200 кв. м

общая площадь дилерского

центра «Сибирские моторы»

800 кв. м

площадь шоу‑рума

ДЦ «Сибирские моторы»

Источник: «Сибирские моторы»