Меню

Тайна, покрытая коммерцией. Как защитить ценную информацию? Советы юриста

Как сохранить в тайне ценную для вас и для конкурентов информацию? Введите режим коммерческой тайны на предприятии и сохраняйте в тайне ценную информацию. Как это сделать?

Кто владеет информацией – тот владеет миром.

Автором этой фразы считается Ротшильд, который заработал 40 млн. фунтов стерлингов на бирже, узнав первым о поражении армии Наполеона при Ватерлоо.

Как сохранить в тайне ценную для вас и для конкурентов информацию?

Введите режим коммерческой тайны на предприятии и сохраняйте в тайне ценную информацию.

Что подпадает под информацию, составляющую коммерческую тайну?

Сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Широкое понятие, да.

А что не является коммерческой тайной?

В законе есть перечень сведений, в отношении которых нельзя установить режим коммерческой тайны. Например, сведения, содержащиеся в учредительных документах, о численности, составе работников, о системе оплаты труда нельзя признать коммерческой тайной.

Сведения должны иметь коммерческую ценность, предоставлять конкурентные преимущества на рынке.

Это субъективный критерий, поэтому вы можете почти любую информацию признать ценной для вас.

Коммерческая ценность может выражаться в получении прибыли от реализации продукции, продвижение которой к потребителю связано с использованием данных о состоянии рынков сбыта и т.д.

К примеру, так называемая клиентская база организации (наименования, адреса и иные реквизиты, потребности клиентов в определенных товарах, работах или услугах, сведения о спросе и предложении) может сохраняться в тайне в целях предотвращения более выгодных предложений клиентам такой организации со стороны конкурентов.

Разглашение содержания клиентской базы может привести к убыткам и другим неблагоприятным последствиям для ее обладателя.

На практике к информации, составляющей коммерческую тайну, относят:

§ сведения о финансовой деятельности (объемы товарооборота, прибыль, затраты);

§ маркетинговая информация (исследования рынков товаров и услуг; прогнозы продаж отдельных видов продукции);

§ сведения о технологии производства продукции и особенностях производственного процесса;

§ информация о системе материально-технического обеспечения (продавцы сырья и материалов и посредники; закупочные цены сырья и материалов);

§ сведения о научных разработках (ноу-хау; новые алгоритмы);

§ сведения о менеджменте предприятия (порядок принятия и реализации решений; сведения о фактах ведения переговоров).

В коммерческую тайну могут быть включены данные о заказчиках, подрядчиках и других деловых партнерах, информация о состоянии расчетных счетов и о торговых агентах. Сюда же могут входить сведения о безопасности в организации.

Что нужно сделать, чтобы обеспечить конфиденциальность информации?

1) Определить перечень информации, составляющей коммерческую тайну;

2) Ограничить доступ к информации;

3) Вести учет лиц, получивших доступ к информации;

4) Урегулировать отношения по использованию информации;

5) Нанести на материальные носители информации гриф «Коммерческая тайна» с указанием обладателя такой информации.

Коммерческая тайна – это режим, который создается документами, требования которых соблюдаются.

Есть бумаги – есть тайна, нет бумаг – нет тайны.

Какие документы необходимы для охраны коммерческой тайны? 

1.  Положение об информации на предприятии.

2. Положение о коммерческой тайне предприятия и правила ее хранения.

3. Служебная записка о включении информации в «Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия».

4. Приказ об утверждении «Перечня сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия».

5. Положение о разрешительной системе доступа сотрудников предприятия и представителей сторонних организаций к сведениям, составляющим коммерческую тайну предприятия.

6. Договор о защите коммерческой информации (о конфиденциальности).

7. Обязательства сотрудника предприятия о сохранении коммерческой тайны.

8. Обязательства (предупреждение) о сохранении коммерческой тайны при увольнении с предприятия.

9. Соглашение о конфиденциальности с посетителем предприятия.

10.Инструкция по организации и ведению на предприятии делопроизводства документов, содержащих коммерческую тайну.

Этот перечень может быть дополнен другими документами. Все зависит от особенностей компании.

Работодатель вправе потребовать возмещения убытков, причиненных ему разглашением информации, составляющей коммерческую тайну, от лица, получившего доступ к этой информации в связи с исполнением трудовых обязанностей, но прекратившего трудовые отношения с работодателем, если эта информация разглашена в течение срока действия режима коммерческой тайны.

Нарушитель несёт ответственность за незаконное использование информации, составляющей коммерческую тайну, только если её владелец принимал необходимые меры по её охране.

Ниже – два показательных кейса по коммерческой тайне.

I. За разглашение конфиденциальной информации можно уволить работника, что и сделал Работодатель в одном из дел. Работник же пытался оспорить увольнение (Дело № 33-19433/2015).

Суд встал на сторону Работодателя, поскольку Работодателем были приняты меры по охране конфиденциальной информации.

Работодателем было разработано Положение «О режиме конфиденциальности информации». Положение содержало перечень сведений, относящихся к конфиденциальной информации, порядок допуска к ним и иную необходимую для охраны коммерческой тайны информацию.

Работником было подписано «Обязательство (соглашение) о сохранении коммерческой тайны», согласно которому он ознакомлен с вышеуказанным Положением.

Работник, нарушив все известные ему правила, отправил через электронную почту конфиденциальную информацию компании.

II. Иное решение было вынесено в деле ООО «ЛюксуРита» против Индивидуального предпринимателя (Дело № А57-11021/2011).

Индивидуальный предприниматель после прекращения трудовых отношений с ООО «ЛюксуРита», располагая полным списком клиентов, заключил новые договоры с клиентами «ЛюксуРита» на более выгодных условиях (в итоге, из 155 клиентов ООО «ЛюксуРита» 125 перешли к индивидуальному предпринимателю).

Суд отказал «ЛюксуРита» в удовлетворении требований о взыскании убытков.

Причина отказа – «ЛюксуРита» не предпринял меры по охране конфиденциальной информации, в частности: отсутствовал утверждённый перечень информации, составляющей коммерческую тайну, не установлен порядок обращения с такой информацией и её охраны.

Также индивидуальный предприниматель не был ознакомлен под роспись с перечнем конфиденциальной информации, с режимом коммерческой тайны и ответственностью за его нарушение.

Вывод

Если подготовлены необходимые документы и соблюдается режим коммерческой тайны, в суде у вас не будет проблем с тем, чтобы привлечь к ответственности того, кто раскрыл конфиденциальную информацию.

Партнер юридической компании «ИНТЕЛАЙТ» Ирина Бабинцева