Меню

Угроза бизнесу — когда фотографируют ваш товар, или когда вы запрещаете это делать? Мнение

«У нас в магазине/торговом центре/банке/компании нельзя делать фото и/или видеосъемку!» Какую реакцию ждать от того, кто держит в руках камеру? Почему запрет будет иметь только негативные последствия?

Директор «ТСК, лаборатория развития» Татьяна Аржаева

Давайте сначала разберемся в авторах и причинах съемки на фото- или видеокамеру.

  1. Покупатели  снимают товар, чтоб согласовать покупку с близкими. Очень удобно, чтоб избежать проблем с ними из-за неправильно купленного товара.
  2. Конкуренты  занимаются мониторингом ассортимента и качества, цен, акций, продвижения, обслуживания и пр.
  3. Тролли, блогеры, журналисты  собирают компроматы или материал на торговую точку. Используют для черного пиара, судебных разбирательств и пр.
  4. Операторы от отдела маркетинга самой торговой точки  готовят кадры для рекламного ролика о магазине, компании.
  5. Операторы от отдела маркетинга арендаторов в торговой точке, поставщиков, подрядчиков и т.д.  опять же готовят кадры для рекламного ролика, но своего.

А теперь поговорим о возможных реакциях персонала торговой точки — от частых к редким:

  1. Запрет со ссылкой на частную собственность, внутренние распоряжения торговой точки и пр. При этом все понимают, что с точки зрения закона даже ссылка на частную собственность откровенно притянута за уши.
  2. Угрозы  сломать камеру, телефон, вплоть до физической расправы. Как правило, жестят охранники. Женщины  сотрудницы магазина – больше и громче кричат.
  3. Реализация угроз  порча камеры и телефона, драка в легкой или средней форме тяжести.
  4. Вызов полиции, правда с дипломатическим отсутствием памяти сотрудников магазина, что конфликт начался по их инициативе.
  5. Сотрудники магазина не замечают или делают вид, что не замечают.
  6. Сотрудники магазина помогают в проведении видеосъемки или фотосъемки, советуют как и что лучше. Но это редкость.

И главное  последствия для тех, кто снимает, и для магазина, если последний выбрал первые 4 реакции.

Если съемку делает покупатель в потребительских целях. Запреты, угроза и реализация угроз приводят к яркой выраженной антилояльности, как минимум, негативному сарафанному радио, трансляции съёмок или ее остатков в социальных сетях, youtube, Flampe, вплоть до судебных разбирательств в связи с нарушением целого ряда законов. Нужный товар не куплен, настроение испорчено, а может еще и здоровье!

Конкуренты могут поступить как покупатели. В их руках сейчас потрясающий компромат  вы сами им его дали! И жестить они будут больше, чем реальный покупатель. К тому же важно иметь в виду, что если конкуренты озадачились съёмкой, то с учетом современного оборудования, это будет незаметно. Поэтому серьезно стоит задуматься на тему, что не просто так товарищи палятся… Так что лучше им покажите пример достойной реакции и влюбите их в себя (о чём позже). Что может быть изящней, чем влюбить в себя своего противника?

Тролли, блогеры, журналисты  будут жестить еще больше, чем предыдущие! Ведь для них это  рейтинг, просмотры, популярность, деньги, восстановление справедливости и т.д.! да и законы они знают лучше, чем покупатели. А тут такой подарок! Сложно влюбить в себя тролля или блогера, хотя и можно. Достаточно его обезвредить – сократить по максимуму поводы для негативных публикаций. Не грубите, не дерзите, не прикасайтесь ни к нему, ни к его оборудованию для начала!

Операторы свои  возможно, если не предупредили персонал точки. Потом, конечно, будут извинения. Но осадок останется со всеми вытекающими. Опять же нет гарантии, что не злопамятны.

Операторы партнеров  возможно, если не предупредили персонал точки. Потом, конечно, будут извинения. Но осадок останется. К тому же согласия точка может не дать, или даст один отдел, а другой предупредить забудет. В итоге, раздражение и испорченные отношения… Оператор ведь обязательно расскажет о таком Заказчику. И не только ему.

Причины негативных реакций магазина и их обоснованность:

  1. «Не хотим, чтоб узнали о нас что-то конкуренты». Вы правда верите, что в наш 21 век о вас могут конкуренты что-то не знать? Особенно то, что находится в общедоступном месте?
  2. «Не хотим, чтоб нашли нарушения». Просрочку товара, отсутствие ценников, нарушения в проведении акции и т.д. Не по адресу копаете. Не по адресу! Надо бороться не с теми, кто снимает, а с теми, кто эти нарушения у вас в магазине (компании) допускает! То есть нерадивыми сотрудниками, лоботрясами — родственниками, службой безопасности неверно трактующей и исполняющей свою работу, хозяевами, делающими бизнес по принципу «пипл и это схавает / рабы и этому пусть будут рады».
  3. «Не хотим судебных разбирательств, жалоб в проверяющие инстанции и их проверок». Смотрим п.2.
  4. «Не хотим, чтоб стало достоянием общественности». Смотрим п. 2. Лучше признать и исправить, чем запрещать и угрожать. На первом имидж можно построить, а на последнем испортить. Первое  сложней, второе  попроще.
  5. «Чтоб не узнало начальство». Нерадивые сотрудники пытаются себя обезопасить, а то оштрафуют, уволят. Опять же не по адресу проблему решают. Надо начать работать хотя бы нормально… Но это, конечно, сложно. Проще косячить и запрещать съемку возможных нарушений.

Вывод

Смысл запрещать? Пользы никакой. Для умного и находчивого человека это является намеком на то, что здесь что-то не так, надо копнуть, тут что-то нарушается! Ваши запреты  красная тряпка для быка! Особенно, если это тролль, блогер, журналист или конкуренты.

Что делать? Давний и весьма гениальный русский вопрос…

Помогать! Покажите свою клиентоориентированность и открытость на деле. Устройте тем, кто снимает, экскурсию, покажите лучшие места, объясните, расскажите. Демонстрируйте свою внимательность и доброжелательность, заинтересованность в большем предоставлении информации! А если косяк, тут же исправьте! Покажите свою готовность видеть ошибки и тут же их исправлять! Ценны не те компании, у кого нет ошибок, ценны те, кто их готов и умеет исправлять! Ведь вы можете направить внимание снимающих в нужную вам сторону всего лишь при помощи доброжелательности, которую ожидают меньше всего. А профессионалу в бизнесе или конкурентной разведке не надо и снимать… Ему достаточно посмотреть на ваши полки и станет понятно:

— какие бизнес-процессы у вас страдают,
— к чему это приводит,
— какая у вас выручка с квадратного метра,
— сколько и кто у вас воруют
— и... когда Вы закроетесь.

Станьте открытыми на деле, ведь в ваших итак уже публичных стенах ничего секретного нет! Более того, начните съемки поощрять! От таблички «снимать у нас можно» до организаций ярких композиционных выкладок, удивительных акций, незабываемых дегустаций, увлекательных мастер-классов, вдохновляющих флешмобов и пр. Инструментов масса! Проявите активность в этом!