Меню

Потребление мороженого в РФ выросло до рекордных объемов

Объем потребления мороженого в РФ по итогам текущего года увеличится до рекордных за последние 10 лет 448 тыс. тонн. Точкой роста для производителей может стать наращивание объемов экспорта.

По мнению специалистов Центра отраслевой экспертизы (ЦОЭ) Россельхозбанка, рост потребления станет продолжением тенденции увеличение спроса в предыдущие 10 лет.
 
В 2020 г. в России было произведено 451 тыс. тонн мороженого (+8% за год), а по итогам 2021 г. эксперты РСХБ ожидают дальнейший рост показателя еще на 3% — до 463 тыс. тонн. Основной объем произведенного мороженого идет на удовлетворение внутреннего спроса: например, в прошлом году россияне съели 444 тыс. тонн мороженого (+9%) — 3 кг на душу населения.
Хотя значительная доля продаж мороженого приходится на уличные киоски, парки, кафе, а в условиях самоизоляции продажи в канале HoReCa просели, общий объем потребления в прошлом году показал рост. Это было связано с изменившимися в период самоизоляции привычками потребителя. Так, в 2020 г. выросли продажи мультипорционных форматов, рассчитанных на несколько человек. Кроме того, мороженое стали больше есть дома, заказывая доставку через Интернет, — отметил руководитель ЦОЭ Андрей Дальнов.
Кстати, в пандемийном 2020 г. компания Unilever, владелец бизнеса мороженого и известной сети киосков «Инмарко», сообщила о нововведении в связи с требованиями самоизоляции — запустила доставку. К сервису сразу же подключились почти 40 новосибирских магазинов в приложении Яндекс.Еда и Delivery Club.
В пандемию укрепился тренд на рост популярности здорового питания. Рынок мороженого ответил на эту тенденцию появлением продукции с низкой калорийностью, низким содержанием сахара, с повышенным содержанием протеина, а также появлением веганского мороженого. Хотя для российского потребителя, воспринимающего мороженое в качестве лакомства, это направление пока остается нишевым, учитывая международный опыт, мы ожидаем увеличения спроса на «здоровое мороженое» в ближайшие пару лет, — рассказал руководитель Дальнов.
Ровно год назад, в мае 2020 г. новосибирская фабрика мороженого «Полярис» пополнила свою линейку пломбиров новым вкусом, создав мороженое с добавлением гречки. Новый продукт появится в известной в городе линейке пломбиров «Дело в сливках».
 
По подсчетам аналитиков РСХБ, объем импорта мороженого в РФ в 2021 г. снизится на 20% — до 15 тыс. тонн. По мнению экспертов, на динамику потребления ввозного мороженого влияют и колебания валютного курса, и  введение маркировки мороженого.
 
Экспорт мороженого увеличился за последние 10 лет более чем в восемь раз — до 26 тыс. тонн (2020 г.). По итогам года эксперты ожидают роста показателя еще на 15% — до рекордных 30 тыс. тонн. По их мнению, в течение следующих нескольких лет объем экспорта будет расти в среднем на 5-10% в год.
 
Основным покупателем российского мороженого на международном рынке является Казахстан, который в 2020 г. увеличил объем импорта на 27% — до 11,2 тыс. тонн, а в денежном выражении на 2% — до $20 млн. По итогам прошлого года на второе месте в списке импортеров российского мороженого поднялись США, которые за год нарастили поставки более чем в три раза в натуральном и денежном выражении — до 3,8 тыс. тонн или $9,2 млн. При этом Монголия, сократившая импорт мороженого из России на 7% — до 2 тыс. тонн ($4,8 млн), опустилась на третье место.
 
Дальнейшую реализацию экспортного потенциала РФ на рынке мороженого специалисты ЦОЭ связывают с Китаем: по итогам 2020 г. он занимает седьмое место среди крупнейших импортеров российского мороженого в натуральном выражении и пятое место — в денежном.