Меню

63% российских компаний вслед за европейскими взяли курс на экологичность

Мировые компании давно демонстрируют социальную ответственность и внедряют программы устойчивого развития. Как в тенденцию встраивается российский бизнес? Аналитики опросили топ-менеджеров.

Тенденция к росту социальной ответственности бизнеса и активному внедрению программ устойчивого развития (проектов по сокращению углеродного следа, волонтерства, благотворительности, поддержки сотрудников и местного населения) обозначилась не сегодня, но до России она доходит медленно. Хотя крупнейшие производители уже заявляют о программах устойчивого развития и даже анонсируют конкретные проекты.

К примеру, на этой неделе PepsiCo объявила о планах к 2030 г. полностью заменить в Европе первичной пластик переработанным или возобновляемым в составе упаковки всех своих снековых брендов. Компания «Балтика» в прошлом году запустила на новосибирском заводе проект по использованию электрических погрузчиков на складе готовой продукции и тары, чтобы сократить экослед логистических операций. А осенью 2021 г. в Новосибирске прошла конференция, на которой обсуждалось, как повестку устойчивого развития приближают к регионам. Компании-участники рассказали о своем опыте, а генеральный директор АО «Агентство инвестиционного развития Новосибирской области» Александр Зырянов отметил, что внимание крупных компаний к экологическим вопросам стало самым заметным трендом последних лет и привел позитивные примеры в Новосибирске.

В 2022 г. Международная рекрутинговая компания Hays в России и Русская Школа Управления провели опрос руководителей и сотрудников российских компаний, чтобы выяснить, насколько эта тенденция выражена в нашей стране и как бизнес относится к вложениям в устойчивое развитие. В исследовании приняли участие 1615 топ-менеджеров и 1430 профессионалов.

Результаты — следующие:

— Благотворительные проекты считают важными для имиджа компании только 11% менеджеров.

— 25% работодателей не знакомы с концепцией устойчивого развития бизнеса.

— 54% руководителей уверены, что программы устойчивого развития улучшают имидж их компаний.

— В 21% российских компаний не реализуются никакие программы устойчивого развития.

— 4% менеджеров и 12% сотрудников не знают, какие именно программы устойчивого развития реализуются в их компаниях.

— В 40% компаний есть корпоративные благотворительные проекты.

— Выбрать вакансию с меньшим доходом, но в компании, внедряющей программы устойчивого развития, готовы только 12% специалистов.

Признанными лидерами в области технологий устойчивого развития сейчас являются международные компании. Неудивительно: это направление зародилось там раньше, у выходцев из таких компаний, безусловно, больше практического опыта и больше шансов на рынке. С другой стороны, все больше российских компаний в разных сегментах (сельское хозяйство, FMCG, металлургия, добывающие отрасли) осознают значение стратегий устойчивого развития и ведут активную работу в этом направлении, «выращивая» своих профильных специалистов, — отметила управляющий консультант практики «Производство» международной рекрутинговой компании Hays Нина Воронова.

Согласно исследованию, о том, что такое устойчивое развитие бизнеса, знают 75% опрошенных менеджеров и 73% сотрудников. По мнению руководителей, важнее всего для имиджа компании — ответственность перед клиентами и сотрудниками (по 58%), экологическая ответственность (22%), ответственность перед государством (14%) и благотворительность (11%). Все пять факторов назвали важными 34% участников опроса. Среди работников мнения по этому вопросу разделились примерно так же с незначительными различиями.

В большинстве компаний, которые представляют респонденты, реализуются программы устойчивого развития. По словам менеджеров, в 37% случаев речь идет об отдельных инициативах и в 28% — о комплексных стратегиях.

Наиболее частые причины того, что компании не прибегают к программам устойчивого развития, по мнению менеджеров, — это то, что руководство не связывает основные стратегические цели бизнеса с этими программами (47%) или у него нет понимания концепции устойчивого развития (33%). Об экономической невыгодности таких программ говорят 16%. Среди профессионалов эти мнения тоже звучали — их было соответственно 37%, 36% и 26%.

54% менеджеров компаний, реализующих программы устойчивого развития, рассказали, что это делается для улучшения имиджа, 53% считают, что это дает возможность помочь обществу и окружающей среде, 43% говорят о повышении конкурентоспособности бизнеса. Также среди причин называют факторы, косвенно влияющие на прибыль компаний и их коммерческую успешность: привлечение инвесторов и партнеров, привлечение либо удержание сотрудников и повышение их лояльности, повышение спроса на услуги компании и т. д. В глазах профессионалов расстановка приоритетов оказалась примерно такой же с небольшими отличиями.

Как рассказали участники опроса, и для их компаний, и для них лично одним из важных способов участия в жизни общества выступает благотворительность в разных проявлениях.

По словам 41% менеджеров, в их компаниях реализуются благотворительные программы. В 60% случаев это собственные корпоративные проекты. 9% менеджеров не знают о том, какие благотворительные проекты реализует их компания. Сотрудники о благотворительности в их компаниях знают меньше: 39% уверены, что какие-то проекты есть, но 42% из них не знают точно, какие именно.

На вопрос о том, что будет для них приоритетом при поиске работы, уровень дохода или наличие у работодателя программ устойчивого развития, почти все специалисты ответили, что не готовы жертвовать своим доходом ради имиджевых проектов компании. О том, что они могут согласиться на меньший доход, чтобы работать в компании, где такие программы есть, заявили всего 12% опрошенных, при этом 10% ограничили возможность снижения дохода планкой 10%, а 2% сказали, что пойдут на снижение до 20%. Высокий доход назвали приоритетом 50%, еще 30% предпочитают подождать вакансию с высоким доходом от компании, реализующей программы устойчивого развития.

Как показывают результаты опроса, и руководители российских компаний, и их сотрудники понимают важность программ устойчивого развития бизнеса как для имиджа компании, так и для внутреннего климата в ней, однако далеко не все готовы их внедрять. Основные причины кроются в двух факторах. Первый — недостаточная осведомленность руководителей и владельцев бизнеса о концепции устойчивого развития. Второй — нестабильная и непредсказуемая экономическая ситуация, из-за которой многие руководители опасаются выделять средства на имиджевые, не предусматривающие прибыли проекты, и направляют эти средства на то, что соответствует основным целям их компаний.

Осознанно и системно вопросами устойчивого развития пока занимается довольно мало компаний. Чаще всего реализуется отдельный компонент: например, политика заботы о клиентах или долгосрочные программы работы с персоналом. И все равно коммерческие интересы превалируют над социальной ответственностью или поддержкой экологии. Но уже появилось множество причин для изменения приоритетов. Быть ответственной компанией становится все выгодней. Это сильно влияет на котировки акций на бирже, к вам охотнее идут молодые и активные сотрудники, вам могут снизить налоговую нагрузку или дать инвестиции на развитие. Те компании, что уже обратили на это внимание, начинают включать ESG-оценку при запуске новых проектов, ставят соответствующие цели в стратегии развития, активно продвигают эти идеи во внутренних и внешних коммуникациях, — прокомментировал программный директор Русской Школы Управления Константин Тютюнов.