Минпросвещения РФ предложило проект подзаконного акта к закону о просветительской деятельности. Ведомство планирует вместе с Минобрнауки контролировать зарубежные контакты в сфере науки и образования.
По новому закону, для международных контактов российские школы, колледжи и вузы должны будут получать одобрение Минобрнауки и Минпросвещения, сообщил Коммерсантъ. Вузы будут получать документы у Минобрнауки, колледжи и школы — у Минпросвещения. Идея, по информации Минпросвещения, — в том, чтобы противодействовать «распространению иностранными организациями и гражданами противоправной информации и антироссийской пропаганды в образовательной среде». Также это будет работать на то, чтобы «не допускать негативного иностранного вмешательства в образовательный процесс».
Согласно проекту постановления, до 1 сентября 2022 г. образовательные учреждения должны получить соответствующие заключения на все действующие с иностранцами договоры, подписанные до даты вступления в силу закона о просветительской деятельности — 1 июня 2021 г. Руководство образовательных учреждений должно будет представить проект договора, копию документа, удостоверяющего личность контрагента-иностранца, и сведения об иностранной организации. Иностранные документы необходимо перевести на русский язык и заверить нотариально. Министерство даст ответ в течение месяца.
Основаниями для отказа могут стать следующие причины:
— деятельность иностранного партнера признана нежелательной в РФ;
— иностранный партнер находится в перечне лиц, которым не разрешен въезд в Россию, или имеет непогашенную судимость за тяжкое или особо тяжкое преступление на территории РФ либо за ее пределами.
Если условия договора поменяются после получения государственного заключения, одобрение нужно будет получать заново. Также ведомство оставляет за собой право отзывать ранее выданные заключения. Коснется это, как пишет Коммерсантъ, совместных образовательных и научных программ, научных исследований, инновационной деятельности, межвузовского обмена учащимися, педагогами, научными сотрудниками и учебно-научной литературой.
«Деловой квартал» спросил у руководителей новосибирских вузов, как они смотрят на такую инициативу, и к чему, по их мнению, это приведет.
Проректор по международным связям Новосибирского государственного технического университета (НЭТИ) Вадим Некрасов:
— Это может привести к дополнительной бюрократизации и замедлению межвузовских контактов. Мы пока ждем, хотим посмотреть, как это все реализуется. О том, что такой контроль будет, стало известно года два назад, и понятно, что все вузы ждали, как именно это организуется. Но дальнейшей информации о том, кто и как это будет согласовывать, какие будут критерии согласования, не поступало. Поэтому все зависит от того, как это будет реализовываться. По большому счету, я вижу в этом и некоторые положительные стороны: мы будем заранее знать, что те партнерства, которые у нас есть, они одобрены министерством, и, может быть, в этом смысле такое повышение контроля может в дальнейшем снизить отчетность. Я очень на это надеюсь — что где-то мы все-таки снизим нагрузку по отчетности. Будет дано некоторое время, когда мы должны будем пересмотреть и согласовать все старые контакты с министерством, а уже новые будут идти в режиме реального времени. Все будет зависеть от того, как система будет налажена.
Проректор по внешним связям Новосибирского государственного университета экономики и управления Владимир Мельников:
— Я считаю, что контроль за международной деятельностью различных субъектов — часть государственной политики по обеспечению безопасности государства, гарантий приоритета национальных интересов над субъективной выгодой. Это касается как торговли сырьевыми ресурсами, так и рынка передовых технологий и других сегментов. Место науки и образования в общественной жизни закономерно находится на переднем крае инновационной трансформации: именно тут формируются новые подходы, продукты, смыслы; именно тут «созревают» конкурентные в мировом измерении кадры, идеи. Потому неудивительно стремление государства сформировать контролируемую и управляемую систему международной активности государственных научных и образовательных организаций. Это в конечном счете направлено на формирование внутреннего потенциала роста эффективности национальной экономики. Важно, чтобы эти инициативы не привели к избыточной бюрократии — удлинению сроков заключения контрактов, потере управляемости организациями и контроля над своей же работой в международном направлении. Чрезвычайно важно, чтобы не пострадали наработанные к настоящему времени связи (и перспективы их развития). Вместе с тем, обращаясь к опыту уже реализованных государством проектов в области контроля за государственными услугами и сервисами, росту цифровой грамотности, можно надеяться, что предложенные нововведения не станут болезненными для образовательных организаций. Важно договориться о правилах работы и совестными усилиями внедрить их с максимальной эффективностью.
Директор Новоколледжа Сергей Чернышов**:
— Удивительно, как в образовательной политике на федеральном уровне соседствуют две совершенно противоположных тенденции. С одной стороны, еще два года назад был провозглашен курс на либерализацию регулирования в сфере образования — так называемую регуляторную гильотину. Как ни странно, этот курс действительно последовательно реализуется: из обязательных требований для лицензирования образовательной деятельности исключены проверки МЧС, с 2021 г. стало возможным лицензировать онлайн-школы, с 2022 г. аккредитация становится бессрочной, а сама процедура упрощается. Новые образовательные стандарты и правда дают очень много свободы образовательным организациям.
На этом фоне регулирование просветительской деятельности и «иностранного вмешательства» кажется каким-то жутким средневековым анахронизмом. Думаю, что это не часть государственной политики в сфере образования — это просто в сферу образования прилетает то, что давно уже стало нормой в СМИ и регулировании некоммерческих организаций. Конечно, можно было бы согласиться, что противодействовать «антироссийской пропаганде» необходимо, если бы не один важный аспект проблемы — «нежелательными организациями» и «иностранными агентами» в России в последние год-два признают людей и организации без каких-либо понятных принципов и оснований. Достаточно сказать, что «нежелательной организацией» в России в 2021 г. признан Бард-колледж — одно из лучших образовательных учреждений мира, давний партнер СПбГУ. Люди и НКО признаются «иностранными агентами» за неизвестные переводы на карту, какие-то бытовые займы от знакомых-иностранцев, доходы от рекламы на Facebook. Только одного этого достаточно, чтобы усомниться в том, что в сфере регулирования отношений с зарубежными партнерами будут соблюдаться какие-то разумные принципы. Тут как со смертной казнью — если в правоохранительной системе есть хотя бы один шанс на убийство невиновного человека, смертная казнь в такой системе не должна существовать ни в коем случае. Ну и, конечно, важно добавить, что никаких зарубежных партнеров у Новоколледжа нет, никогда не было и вряд ли когда-то будут. Это в качестве спойлера для тех, кто поспешит сказать, что мы защищаем свои иностранные гранты.
* Внесен в реестр иностранных агентов Минюстом РФ
Читайте также:
Digital + консерватизм = новая нормальность вузов
Ново-образование: как молодые меняют подходы к обучению и рушат консерватизм
* - выполняет функции иностранного агента