Как смена политической ситуации может сломать налаженное производство и поменять вектор развития региона. Заключительный рассказ о попытках создать автомобильное производство в Новосибирске.
К концу 1947 г. строительство Новосибирского автозавода наконец-то начало стабильно развиваться. Специально под него создается новый трест «Сибавтострой» с карьером «Борок», асфальтобетонным и кирпичным заводами, лесозаводом «Большевик» и с собственным автогужевым парком в 140 грузовиков и 400 лошадей. Контингент Сиблага (исправительно-трудовой лагерь или управление лагерей особого назначения в Западно-Сибирском крае с центром, попеременно, в Мариинске или Новосибирске — прим. ред.), строящего завод, увеличен с 2500 до 5000 заключенных. На НАЗе работало уже пять цехов, еще несколько — подстанция и специальные склады горюче-смазочных материалов — находились в стадии монтажа.
Сдвинулся с места острейший жилищный вопрос. Нужно отметить, что параллельно с заводом велось и жилое строительство — будущая улица Богдана Хмельницкого. Но на 1 сентября 1947 г. из запланированных 12 000 квадратных метров не сдано в эксплуатацию ни одного метра жилой площади, и по итогам следующего года выполнение плана жилищного строительства составило лишь 14,5%, а из 14 жилых домов не было сдано ни одного.
Горком партии принял решение об освобождении заводом им. Чкалова одиннадцати общежитий и восьми домов для заселения вольнонаемных строителей и рабочих автозавода, но и это выполнено было лишь частично.
Собственного жилья не имело даже руководство завода. Все — замдиректора, главный инженер, главный конструктор и ведущие специалисты — жили в гостиницах и одни. С семьей (из пяти человек) жил только директор завода, но тоже не в квартире — в «Гостинице Советов».
Наконец-то внутри намеченных к возведению кварталов № 29 и 30 начали появляться контуры двух-трехэтажных домов для руководителей и специалистов предприятия.
Один из первых домов жилгородка автозавода, сданный уже в 1949 г. (ныне ул. Б. Хмельницкого, 56/1), 2016 г. Фото: Gala Bogafe
Для высшего руководства Новосибирского автозавода по проекту известного архитектора Н.Ф. Храненко в центре города также строится красивый двухэтажный дом с элементами неоклассицизма на фасаде по ул. М. Горького, 26а, сегодня являющийся памятником архитектуры.
Дом для руководства автозавода, 1948 г.п. на ул. М. Горького, 26а. Фото: Музей архитектуры им. Щусева.
Правда, заселиться в новые дома автозаводцы не успели, сюда заехали уже специалисты и руководство другого завода — № 250 (НЗХК). Но это чуть позднее.
Пока же финансирования по-прежнему не хватает, и в январе 1948 г. М.В. Кулагин обращается к И.В. Сталину с ходатайством на достройку автозавода и о выделении на то в текущем году 10,5 млн руб. К началу 1948 г. дела на предприятии значительно улучшились. С территории стройки по распоряжению Л. Берии вынесен аэродромом геодезистов, достроены основные цеха. Число работающих составляло почти 1 000 человек, появилась возможность отнесения его к первой категории.
Но пока у нас строили завод, в других городах — в Москве, Днепропетровске и Кутаиси — уже начали производить более модернизированные машины. И в апреле 1948 г. главные инженер и конструктор Мишандин и Шапошник опять пишут министру о целесообразности смены модели предполагаемого к выпуску автомобиля: «При тяжелых условиях эксплуатации, особенно в Сибири, и при бездорожье, наиболее целесообразной из дизельных машин была бы машина трехосная, с четырехцилиндровым мотором типа ЯАЗ-204, грузоподъемностью 5–7 тонн <…> Обладая хорошей проходимостью при большом тоннаже, эта машина будет крайне необходимой в народном хозяйстве».
Москва дает добро, и в конструкторском бюро начинают разрабатывать тяжелый трехосный дизельный грузовик НАЗ-204. Также планировалось начать сборку знаменитых позднее автосамосвалов ГАЗ-93 на базе машины ГАЗ-51.
Вроде бы все налаживается, и в августе 1948 г. Главное управление автозаводов заключает: «Новосибирским автомобильным заводом (директор П.И. Шварцбург) производственная программа II квартала 1948 г. выполнена по валовой продукции на 179,3% и по товарной продукции — на 172,8%. В ближайших задачах — организация в IV квартале 1948 г. производства компрессоров ЯАЗ-200 для Ярославского автозавода». Создается свой жилой фонд — поселок каменных домов площадью 6000 кв. м, запланировано подведение общественного транспорта. За период строительства, то есть менее чем за два года из 64,5 млн руб. плановых капиталовложений было освоено 54 млн. Запуск серийного производства становился реальностью.
Начавшаяся холодная война наложила запрет на поставки в СССР любых стратегических материалов, в том числе уже заказанного оборудования и целого ряда деталей для производства автомобилей. На новом заводе успели фактически вручную собрать лишь два опытных образца дизельного автомобиля «НАЗ-253», но в серию машина пойти не могла из-за отсутствия полного комплекта чертежей, необходимых производств и квалифицированных рабочих.
Новосибирский автомобиль «НАЗ-253». 1948 г. Фото В. Лещинского
Финансирование производства прекращается. По воспоминаниям ветеранов, в один из солнечных дней осени 1948 г. на площадке завода «появилась внушительная вереница легковых автомобилей. Из машин стали выходить люди, в которых с первого взгляда можно было признать высокое начальство. Люди в штатском, облаченные в добротные плащи и широкополые, по моде того времени, шляпы, военные в шинелях с генеральскими погонами на плечах — все они внимательно осматривали территорию, оживленно обсуждали что-то, заглядывали на ходу в папки с документами. Строители и первые рабочие автозавода, с любопытством наблюдавшие за этой сценой, и предположить не могли, что появление важных гостей, в числе которых находился сам Лаврентий Павлович Берия, приведет к глобальным переменам как в судьбе самого завода, так и в жизни большинства его специалистов».
А 25 сентября 1948 г. выходит Постановление СМ СССР № 3578-1438сс «немедленно приступить к строительству на площадке (быв. строительство автозавода в г. Новосибирске) металлургического предприятия производительностью 500 усл. ед. металла в год с вводом в действие 1 очереди металлургических цехов во II кв. 1950 г.».
Фрагмент Постановления СМ СССР № 3578-1438сс. Фото: Администрация президента Российской Федерации.
Последующим актом все здания и сооружения промплощадки автозавода (площадью 340 га) и его жилых кварталов (около 10 000 кв. м деревянных бараков) балансовой стоимостью более 20 млн руб. были переданы Первому главному управлению при Совете Министров СССР.
Интересы страны потребовали создания нового завода по переработке урановой руды — дублера предприятия № 12 из Электростали. Крупнейшим городом на пересечении Транссиба и дороги на Семипалатинский полигон был Новосибирск — выбор руководства страны пал на него. Так был основан новый секретный металлургический завод №250 или почтовый ящик №80, более известный нам как НЗХК.
Конструкторское бюро и все производство НАЗа были переведены в Минск, на площадку мастерских автоконцерна «Даймлер-Бенц», построенных в немецкую оккупацию, и влились в строящийся МАЗ. Приказ СМ СССР № 561 от 1 ноября 1949 г. гласит «Перевести с Новосибирского автомобильного завода личный состав отдела главного конструктора и экспериментального цеха во главе с главным конструктором тов. Шапошником Б. Л. на Минский автомобильный завод».
Там Борис Львович становится начальником конструкторского бюро карьерных самосвалов большой грузоподъемности, а с 1954 г. — главным конструктором специального конструкторского бюро «МАЗ». П.И. Шварбург будет в дальнейшем также работать в Минске и Днепропетровске.
Проходная Минского автомобильного завода. Фото: rally36.r
Оборудование автозавода и специалисты были распределены по другим автозаводам. Последний документ гласит: «Автозавод обязуется до 25 декабря закончить вывозку всех материальных ценностей и всего распределенного оборудования с завода».
Но были же все-таки в нашей истории два собранных «НАЗ-253». И ходит по Новосибирску легенда, что один из этих грузовиков несколько лет еще добросовестно колесил по дорогам города. Может, кому и встречался, а может, и нет…
Новосибирский завод химконцентратов на месте Новосибирского автозавода. Фото: термокул.рф
20 лет спустя в Новосибирске вновь обратились к автопрому. Первый секретарь обкома КПСС Фёдор Горячев пытался «пробить в Москве» строительство автозавода для нужд Сибири. Тогда ничего не вышло, но теперь у нас появляется новая надежда, что сегодняшняя, уже шестая, попытка создания в Новосибирске автомобильного завода увенчается успехом. Такое производство действительно было бы важной вехой развития региона.
Научный сотрудник Музея Новосибирска Константин Голодяев