Меню

«В Новосибирске авангарда больше, чем во всех соседних городах вместе взятых»

Автор фото: Елизавета Михайлова. Иллюстрация: nsk.dk.ru

«Идентичность — не музейная витрина, а живой процесс», — отметили эксперты в ходе дискуссии о том, как заставить историю работать на современный город. Примеры уже есть, но станет ли их больше?

В рамках Дней архитектуры, посвященных 100-летию статуса Новосибирска как столичного центра Сибири, одной из ключевых стала встреча «Локальные культурные коды городов Сибири», где архитекторы, девелоперы и производители говорили о том, как считывать идентичность мест и трансформировать ее в понятные городские решения. «Деловой квартал» побывал на дискуссии и узнал, как сибирские города превращают свою историю и материальную среду в современный городской язык.

В обсуждении приняли участие вице-президент Союза архитекторов России, академик РААСН, заслуженный архитектор РФ Елена Григорьева, руководитель проекта «Ново-Сибирск. Конструктивизм» Евгений Дубровин, коммерческий директор «Ликолор» Кирилл Сорокин и представитель компании «Брусника» Валерия Топорова.

По словам модератора сессии Елены Григорьевой, показательный пример того, как городская идентичность опирается на устойчивые планировочные и средовые коды, дает Иркутск. Исторический центр там по сей день держится на квартальной структуре XVII века и больших фрагментах деревянной усадебной застройки. Ключевой кейс — регенерация 130-го квартала: проект не только спас уцелевшие дома от сноса, но и встроил их в цепочку общественных пространств от Театральной площади к Ангаре, добавив подземные функции и инфраструктуру обслуживания.

Деревянная историческая застройка Иркутска с уникальной резьбой — основная характеристика идентичности места, — подчеркнула в своем выступлении модератор.

По ее словам, верно организованный поток и логистика дали кварталу экономику: первые объекты окупились за считанные месяцы, а статус культурного кода подтвердили не только реставрации памятников, но и сохранение средовых домов при участии частных инвесторов.

От иркутских «средовых» кодов разговор плавно перешел к инструментам, помогающим девелоперам работать с идентичностью здесь и сейчас. Представитель «Брусники» Валерия Топорова напомнила: идентичность — не музейная витрина, а живой многослойный процесс на стыке истории, культуры и актуальных практик:

Зачастую идентичность воспринимают как статичную вещь, хотя на самом деле это динамичный процесс, формирующийся из исторических факторов, культурного контекста и текущих социальных практик.

В качестве простого и действенного инструмента она назвала «заборы как трансляторы локального текста»: на временных ограждениях «Брусника» размещает визуальные нарративы места — от репродукций Германа Травникова в Кургане до «тюменских ковров» и портретных серий омских художников и музыкантов. Команда вернула в виде аккуратного «новодела» ретровывеску 1960-х годов омскому свадебному салону «Радость» , а в Тюмени создала место памяти Юрия Шатунова под городским мостом: опоры превратились в штыри кассетного плеера, балки — в переключатель, световые бобины зажили ночной жизнью, а пространство стало точкой паломничества фанатов.

Мы намеренно уходили от буквальных образов, но сохранили считываемость кода — так место стало и безопасным, и эмоционально узнаваемым, — пояснила представитель компании «Брусника».

Тему «материального кода» продолжил коммерческий директор «Ликолор» Кирилл Сорокин, который предложил взглянуть на кирпич, как на носитель городской памяти. В его тезисах — чистая прагматика производства и работа с культурной оптикой: химический состав местной глины задает цветовую палитру города, а из нее вырастают и исторические фасады, и современные кварталы. Томск («Сибирские Афины»), пришел к каменному домостроению из дерева, Барнаул и Бийск первыми задали тон промышленному дизайну, Новосибирск сегодня соединяет наследие Андрея Крячкова (русский и советский архитектор, гражданский инженер и преподаватель, считается создателем облика Новосибирска, родоначальником сибирского архитектурного образования — пример. ред.). с новой архитектурой — от ревитализированных фабрик до жилых проектов с 3D-кладкой.

Кирпич — материальное воплощение культурного кода территории. Используя локальные материалы и технологии, мы не просто строим здания — мы сохраняем и развиваем региональную идентичность, — резюмировал эксперт.

По словам спикера, «Ликолор» открыт к экспериментам вместе с архитекторами: от авторских форм и оттенков до коллабораций, которые возвращают городу его собственный цвет — тот самый «госбанковский красный», к которому сегодня тянется новая застройка Новосибирска.

Дальше разговор вышел на уровень городских нарративов, где материал становится лишь одной из букв алфавита, а «язык» диктуется композицией пространства и сценариями использования. Руководитель проекта «Ново-Сибирск. Конструктивизм» Евгений Дубровин напомнил: столичный статус 1925 г. принес в Новосибирск первую волну авангарда — конкурсы, новые типологии и масштаб застройки, а Урало-Кузбасский проект стал второй волной:

В Новосибирске авангарда больше, чем во всех остальных соседних городах вместе взятых — просто его нужно уметь видеть и правильно показывать.

Отсюда — идея «Линии авангарда» как не просто познавательного маршрута, а экономического проекта, который создает трафик вне улицы Ленина, расширяет зону комфортного центра и дает бизнесу новые точки притяжения. По словам спикера, городу нужны не только экскурсии, но и материальные формы памяти — от книг о Театре оперы и балета до бренд-сувениров и «переосмысленных» объектов вроде конструктивистской подстанции на Инских холмах:

Мы предлагаем открытый код столетия столичности — с лицами эпохи, городскими маркерами и своим фирменным цветом. Это не музеефикация, а приглашение работать с наследием в действии.

В сумме эти подходы складываются в понятную стратегию: считывать коды, бережно усиливать их в материале и пространстве, а затем масштабировать через маршруты, продукты и событийность. Иркутские «связки» общественных пространств, тюменские практики «локального текста» и новосибирская линия авангарда показывают, что каждый город становится убедительным, когда говорит собственным голосом — будь то резьба по дереву, фактура кирпича или контуры модернистских фасадов.

Тема неисчерпаема, и мы к ней обязательно вернемся, — подвела итог дискуссии Елена Григорьева.

Мысль о том, что Новосибирск должен учиться говорить собственным голосом, разделяет и креативное сообщество. В недавнем разговоре с «Деловым кварталом» основатель проекта I’m Siberian Владимир Черепанов заметил: «Новосибирск — это город-вокзал. Здесь очень высокая скорость движения людей, событий, идей. Это узловая точка. Город не застыл, он постоянно в транзите».

По словам эксперта, городу пока не хватает объединяющего центра:

У Новосибирска нет внутреннего центра сборки. Здесь много точек силы, но нет единого нарратива, который объяснял бы миру, что такое этот город.

Полное интервью с Владимиром Черепановым читайте на сайте «Делового квартала».