Общественники на основании жалоб клиентов на звонки и СМС в 2015 году составили рейтинг самых агрессивных банков. Оказалось, что самым назойливым является Альфа-банк.
Центр безопасности и определитель номеров NumВuster! и общественный проект «Россия без долгов» составили рейтинг самых агрессивных банков, атакующих своих клиентов звонками и SMS. Оказалось, что за прошлый год сервис NumВuster! заблокировал более 31 млн звонков и почти 114 млн SMS с требованиями банков и угрозами коллекторских агентств. Для того, чтобы выделить из общего числа экономически активных жителей крупных и средних городов, при составлении рейтинга брались совершеннолетние владельцы смартфонов стоимостью от 10 тыс. рублей.
Банки: финансовые мухи
Результаты аналитики показали, что сразу несколько финансовых структур в России ведут себя крайне агрессивно, как только клиент задолжал им некую сумму.
Рейтинг назойливых банков и коллекторских агентств:
1. Альфа-банк (10,5%)
2. «Тинькофф» (10,03%)
3. «Русский стандарт»
4. «Хоум »
5. «АйМаниБанк»
Эти учреждения причислили к «назойливым» из-за наиболее интенсивных звонков своим клиентам с напоминанием о просроченной задолженности. Об этом пишут «Известия».
Назойливость лучше коллекторов
Однако оказалось, что назойливость — не самое страшное, что можно было ожидать от банков. Финансовые организации и нанятые ими коллекторы агентства с самыми бестактными и наглыми сотрудниками попали в отдельный рейтинг — самых беспощадных банков:
1. СКБ-Банк
2. «Тинькофф»
3. «Русский стандарт»
Эти банки оказались самыми агрессивными взыскателями долгов, не исключено, что действовали они не без помощи «черных коллекторов».
Не все так плохо
Одновременно специалисты создали и топ-5 «уважительных» и «тактичных» банков, которые по отзывам должников могут похвастаться самыми эффективными и цивилизованными службами взыскания. В этом списке первое место досталось крупнейшему банку страну, Сбербанку.
A кто в ответе?
Из аналитического отчета также стало ясно, что 2015 год стал годом пандемии звонков от коллекторских агентств и банков людям, не имеющим отношения к взыскиваемым кредитам. Это происходит чаще всего из-за операторов связи: телефонные номера продают новым владельцам без очистки истории. Как вывод – был создан еще один рейтинг, банков с наибольшим количеством ошибок в базах данных контактов заемщиков:
1. СКБ-Банк
2. «Тинькофф»
3. Сбербанк
Зачем все это?
Исполнительный директор компании NumBuster! Евгений Гнутиков отметил, что некоммерческий проект работает уже 3 года как определитель номеров и блокировщик нежелательных номеров и отправителей SMS. За это время удалось установить, что сервисом пользуются в основном должники банков.
«В результате мы получили самую большую статистику по банкам и представляющим их интересы коллекторским агентствам. В системе можно оставить комментарий к таким телефонным номерам — как положительный, так и отрицательный, а также заблокировать номер. В дальнейшем если с этого же номера человеку, у которого стоит приложение, поступает звонок, он уже видит отзыв и оценку, а также вероятное имя или название организации. Соответственно, он может сразу сбросить вызов и не тратить время на общение. Это помогает избежать общения с телефонными мошенниками и всевозможными схемами по обману людей», — рассказал Евгений Гнутиков.
Он поясняет, что сервис не ставит своей целью помогать должникам банков не платить по обязательствам, он дает возможность пользователям право знать, кто звонит с незнакомого номера.
Гнутиков также отмечает, что, сравнивая с прошлым годом, число «назойливых» банков выросло, что, видимо, связано с кризисом. Именно возросшая активность определенных банков по привлечению коллекторских агентств и стала причиной подготовки отчета.
Денис Калугин, руководитель проекта «Россия без долгов», активист проекта ОП РФ, назвал еще одну причину, по которой нужно создавать подобные рейтинги. По его словам, сегодня российское законодательство никак не ограничивает количество звонков от банков и коллекторских агентств.
«Я испытал на себе давление банков, которые звонили до 40 раз в день. Считаю, что когда тебе напоминает о задолженности хотя бы 3–5 раз в день звонком или SMS, это можно считать приемлемым. Все, что сверх того, — это уже психологическое воздействие на заемщика. Сейчас рассматривается несколько законопроектов, в том числе о защите прав заемщиков при осуществлении процедуры взыскания просроченной задолженности. Надеюсь, что статистика, которая вошла в наш рейтинг, станет наглядной демонстрацией того, как не нужно делать. Полагаю, что эти цифры покажут, что необходимо ввести четкие и внятные ограничения на количество звонков. Кстати, они в европейском законодательстве они существуют — там есть понятие «лишние звонки», — отметил руководитель проекта «Россия без долгов».
Отметим, год назад Калугин уже предлагал ограничить банки двумя «тревожными» звонками в день, однако ни банковское сообщество, ни госорганы тогда эту идею не поддержали.
Банки: мы просто напоминаем
В банках же говорят о том, что агрессорами они себя не считают. Так, в пресс-службе «Альфа-банка» пояснили, что учреждение осуществляет звонки клиентам в двух случаях: или информируя о предложениях банка и возможностях, которыми может воспользоваться клиент, или напоминая о просроченной задолженности.
«Большинство клиентов-заемщиков нашего банка платят вовремя. Клиентам, которые задерживают оплату по кредитам, представители банка звонят, чтобы помочь вернуться в график платежей, оповещают о том, что оплата не поступила. В большинстве случаев это происходит просто из-за забывчивости клиентов. Работа с долгами ведется на ранних этапах просроченной задолженности. В итоге более 94% клиентов, имеющих задолженность по кредиту перед банком, возвращают ее на ранних стадиях просрочки», – отметили в пресс-службе Альфа-банка.
В пресс-службе «Хоум Кредита» пояснили, что банк на самом деле достаточно интенсивно контактирует с клиентами, «попавшими в просрочку».
«Наша практика показывает, что многие люди просто забывают вовремя произвести платеж по кредиту. Благодаря звонку из банка они вспоминают о своих обязательствах и возвращаются в текущий график платежей. Людям, которые недавно перестали платить, мы предлагаем снизить сумму ежемесячного платежа за счет увеличения срока кредита. Это дает им время, чтобы поправить свое материальное положение, например, найти новую работу. И после этого они возвращаются в нормальный график платежей», — отметили в пресс-службе банка.
Между тем в Государственную думу внесен законопроект «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату долгов». Этот документ будет регламентировать работу взыскателей и коллекторов, он должен защитить население от излишнего давления в случае появления задолженности. Проект закона внесли председатели обеих палат российского парламента Валентина Матвиенко и Сергей Нарышкин.
Читайте также: Когда пора забирать деньги из банка: шесть признаков скорого краха