Меню

Гаджетомания ресторанов: самые интересные предложения рынка

Не прошел и десяток лет с тех пор, как появилось первое электронное меню в настольном терминале, а сейчас уже сложно угнаться за инновационными новинками и сервисами для ресторанного бизнеса.

Сфера FoodTech, находящаяся на стыке технологий и рынка общепита, сейчас переживает подъем. Компания UCS (бренд r_keeper) сделала подборку наиболее удачных решений:

Электронное меню, сенсорные столы и киоски самообслуживания

Как правило, электронное меню — это прикрепленный к столу планшет с красиво оформленным списком блюд, описанием, ценой, фото, а иногда и с видеороликами, а также информация об акциях и новинках. Заказ с IPad моментально поступает на кухню, но приносит его официант. Гость может через планшет попросить счет или вызвать официанта для дополнительной консультации. Плюс технологии — в ускоренной обработке заказа, она позволяет также оперативно вносить изменения в меню, экономить на полиграфии и собирать статистику (если, конечно, меню интегрировано с общей учётной системой).

Стоимость услуги электронного меню в России начинается от 800 руб. в месяц, без учета затрат на оборудование.

Более сложная и дорогостоящая интерактивная система — это сенсорные столы, стоимость которых начинается от 150 тыс. руб. Столы работают как меню, но являются также частью интерьера заведения и рекламной площадкой. Тач-столы, интерактивные проекции, цифровые витрины убивают сразу нескольких зайцев: продвигают акции и спецпредложения, выполняют роль визуального акцента, а иногда становятся фишкой заведения.

Киоск — это компьютер с большим сенсорным монитором, работающий на специальном ПО. Меню киоска разрабатывается индивидуально для каждого заведения. Гость ресторана заходит в зал и может, минуя очередь к кассе, подойти к киоску и на большом сенсорном мониторе в человеческий рост выбрать, заказать и оплатить то блюдо, которое он хочет. Гостю не нужно стоять в общей очереди и не нужно общаться с кассиром.

В учетной системе киоск воспринимается как обычная касса. Как правило, киоск устанавливается вместе с электронной очередью — информационной панелью, на которую учетная система отправляет номера принятых и готовых заказов. Номер заказа печатается на чеке, который клиент получает после совершения заказа на кассе или через киоск.

В первый месяц после установки информационных киосков ими пользуются 20% посетителей, а через 3 месяца этот показатель увеличивается до 80%, свидетельствуют данные портала kiosks.ru.

Как отмечают в UCS, стоимость внедрения оборудования складывается из нескольких составляющих — это затраты на сам киоск, на программное обеспечение для интеграции в учетную систему и вывода электронной очереди, а также расходы на монтаж и запуск оборудования. Стоимость самого простого киоска начинается от 100 тыс. руб., программного обеспечения — от 50 тыс. руб.

Ручной труд очевидно дороже, поэтому киосков самообслуживания в общепите будет все больше и больше. При этом всегда найдутся посетители, которые предпочтут сделать заказ через продавца, поэтому целесообразно оставить 1–2 «живые» кассы, а остальные заменить оборудованием. За последнюю пару лет рынок киосков вырос на 20%, в основном за счет крупных игроков, способных оперативно обеспечить поставку партий из нескольких сотен устройств, — это «Макдональдс», «Бургер Кинг», «Додо Пицца». В планах запуск терминалов самообслуживания у федеральных сетей «Буше», «Теремок» и «Чайникофф», поделились информацией в UCS.

Мобильные приложения, системы бронирования и доставки

На рынке IT-решений для общепита приложения прочно занимают лидирующие позиции. Это и самые популярные агрегаторы служб доставки еды (Delivery Club, Zakazaka, «Яндекс.Еда») и сервисы онлайн-бронирования столиков (LeСlick, Reserve и Gettable). 

Первые собирают предложения от разных ресторанов, предоставляя пользователю широкий выбор и возможность удобного поиска. Для рестораторов это дополнительный источник трафика и рекламная площадка. Чтобы попасть в каталог, рестораны платят сервису процент с продаж (обычно 10–15%), при этом не тратятся на логистику. По данным Target Global, потребители пользуются приложениями регулярно: на каждые 100 новых клиентов 10–20 станут лояльными.

Мобильные сервисы — яркий пример модели vin-vin, где клиенты получают удобный способ выбора ресторанной еды, не вылезая из любимого смартфона, а рестораторы — дополнительный источник трафика и базу данных. Статистика используется маркетологами для рекламных кампаний и помогает выявить ошибки в бизнес-модели. Согласно данным Rocket Internet, общемировой объем рынка FoodTech-сервисов, в том числе онлайн-заказов еды, составляет порядка $324 млрд, что уже гораздо больше, чем на других рынках электронной коммерции.

Высокую динамику показывают сервисы онлайн-бронирования, функции которых все чаще выходят за рамки «резерва столика». По данным аналитического отдела проекта «Афиша-Рестораны», трафик заведений с возможностью онлайн-бронирования показывает рост уже через несколько месяцев после запуска функции.

Один из крупнейших общероссийских сервисов онлайн-бронирования LeСlick — полноценный инструмент лидогенерации. Множественные фильтры позволяют пользователю легко выбрать заведение по вкусу; ресторатору остается только зарегистрироваться и регулярно оплачивать комиссию. В отличие от конкурентов, LeСlick занимается автоматизацией и управлением процессами. Под его контролем находятся два крупных ресурса — MENU.ru и Гурманизация.рф.

Лиды в LeСlick генерятся также с партнерских площадок — Яндекса, 2GIS, InYourPocket, «Билайна», vmet.ro и MasterCard. Сервис сохраняет статистику, историю посещений, анализирует предпочтения и средний чек, интегрируется с системой автоматизации r_keeper, а также имеет собственную программу лояльности, другими словами — представляет полноценный рекламный инструмент. По базе гостей конкретного ресторана клиент может выполнить целевые SMS- и e-mail-рассылки.

Услуги онлайн-бронирования предоставляют также системы ZOON, Moscow-restaurants, Yell, gdebar, gettable.ru, stoliki.ru, restotube.ru и др., каждая из которых имеет свои особенности. Бронирование с депозитами практикует tables.yell.ru. Решение продиктовано тем, что почти треть гостей, резервирующих столы, так и не приходят в ресторан. В результате, ставя на резерв столик на 10 человек в час пик, заведение сильно рискует деньгами. Также в tables.yell.ru можно настроить фильтры по среднему чеку или по количеству гостей на одно бронирование — и таким образом принимать бронь только от выгодных клиентов.

Автоматизированную программу по управлению трафиком представляет собой SmartReserve, где в одну систему объединяются все источники бронирования — от онлайн-сервисов до телефонных резервов. Есть и бонусы — рестораны с SmartReserve автоматически учитываются как партнеры сервиса «Афиша-Рестораны». Баллы начисляются гостям за каждый поход в ресторан и прочее активное участие в сервисе и обмениваются на бесплатный сертификат в ресторан.
Мотивация рестораторов участвовать в онлайн-системах очевидна. Для бизнесмена это прежде всего сбор данных, которые помогают удерживать гостей и привлекать новых клиентов. В любом случае, это гораздо удобнее, чем вести учет в амбарной книге.

Автоматизированные системы

Ресторанный бизнес почти на 100% использует автоматизированное программное обеспечение для управления предприятием. Только на российском рынке насчитывается более 20 различных систем — r_keeper, iiko, TillyPad, «1C: Ресторан», «Эксперт», «Рестораторъ», Z-Cash, «Магия», Microinvest, «Трактиръ», «Астор» и др. Рестораторы обеспечивают разработчикам стабильный спрос на новые решения, что неудивительно, поскольку общепит — одно из самых популярных направлений для малого бизнеса.

Сервисы объединяют в единое цифровое пространство работу в зале (электронное меню, продажи официантов, хостес) и внутренние взаимодействия — электронный документооборот, контроль за поставками продуктов и работу кухни, систему управления с подсчетом KPI каждого сотрудника и маркетинговый отдел и т.п. Все бизнес-процессы максимально автоматизируются.